Развитие познавательных интересов обучающихся

Познавательный интерес – это проявление избирательной направленности личности на процесс познания.
Познавательный интерес выступает как самый важный и ценный мотив учения, который способствует положительному отношению ребёнка к школе, к урокам, к собственной познавательной деятельности.
Факт: после начальной школы познавательная мотивация детей катастрофически падает. К решению этой проблемы нельзя подступиться, не рассмотрев взаимосвязь понятий «потребность», «мотив» и «развитие».
Мотив – это осознанное побуждение для определённого поступка. Потребность (т.е. нужда в чём — то) вызывает активность человека. Потребность вызывается мотивом. Мотивы ведут к действия, поступкам. Познавательная мотивация основывается на познавательной потребности, и проходит стадии развития:
1. Любопытство,
2. Любознательность,
3. Направленный интерес,
4. Склонность,
5. Осознанное самообразование,
6. Творческий поиск,
7. Стремление к истине.
Познавательный интерес оказывает облагораживающее влияние на развитие личности. Подросток, овладевая знаниями, испытывает возвышенные переживания.
К сожалению, далеко не всегда у подростка возникает потребность в совершенствовании своей учебной деятельности. Развитие познавательной мотивации учебной деятельности зависит от:
1. Общей мотивационной сферы ученика:
— позитивного отношения к школе,
— ориентирования на самостоятельное получение знаний,
— понимание смысла «учения для себя».
2. Особенностей общения с педагогами – способность самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
3. Наличие желания идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями.
4. Устойчивого хорошего отношения.
5. Успеваемости.
Падение успеваемости обусловлено многими факторами, в т.ч. и усталостью от умственного напряжения. В этом случае снять психологическое напряжение, побороть усталость поможет физическая разгрузка, переключение на другой вид деятельности. Поэтому полезно записать школьника в спортивную секцию.
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с учебной успеваемостью и учителями. И это порой вовсе не связано с работоспособностью ребёнка или его интеллектуальными возможностями. Часто это бывает связано с падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Тогда ученику следует помочь осознать личностный смысл обучения, зачем именно ему необходимо учиться в школе, чем желает заниматься в жизни, в какое учебное заведение поступать, какую профессию планирует получить в будущем.
Для устранения подобных причин должны быть вовремя найдены причины учебных проблем ученика. Если ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, возникает подавленное настроение, появляется желание пропустить школу. Для предупреждения подобных исходов, у школьников необходимо развивать самостоятельность в принятии решений, способность действовать самостоятельно, развивать чувство ответственности за свои действия, поведение, знакомить с возможными последствиями своего поведения, действий, высказываний.
Таким образом, важно помогать школьникам в формировании учебной познавательной мотивации, активизировать их интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации. Проявляйте сами больше интереса к разным сферам жизни, т.к. ваше безразличие и отсутствие интереса скажется на мировоззрении вашего ребёнка.