Рекомендации родителям по воспитанию детей.

Диалог – это такое отношение к другому человеку, когда он важнее для нас, чем наши представления, планы относительно его, чем мы сами. Диалог – это умение слушать собеседника. Много ли мы слушаем детей? Больше сами говорим. А как надо слушать, мы их не научили, не показали.
В кризисные моменты нашей жизни мы понимаем, что самое важное для нас – любовь, взаимопонимание, единство с другими.
Не дожидаясь потрясений, надо развивать в себе способность к диалогу с ребёнком. Тем более, что дети – стихийно перенимают модели взаимоотношений, существующие в реальной семье. Невольно они будут реализовывать наши установки в своей будущей семье.
Любовь помогает преодолеть разрозненность и отчуждённость.
Многие беды происходят прежде всего от неблагополучия в семье. От того, что между нами и нашими детьми стена непонимания, отчуждения, враждебности. Мы часто не можем найти объяснения этому и обвиняем детей в том, что не слушают нас, не понимают. Но возводить эту стену начинаем мы сами, когда ребёнок ещё мал. Дело в том, что в своих отношениях с детьми, мы очень часто делаем акцент на себе, на своих проблемах, на своей усталости, занятости. На своём представлении о том, каким должен быть ребёнок, мы «подгоняем» его под образ, созданный нашим воображением. Спектр таких нездоровых отношений широк: от невнимания до гиперопеки, непомерных требований, от пренебрежения до баловства.
По отношению к ребёнку мы – кто угодно: надзиратели, полицейские, классные дамы, но не родители. Вместо того, чтобы сорадоваться, сострадать ребёнку, мы «воспитываем». У нас высокие воспитательные цели (ребёнку надо быть и образованным, и трудолюбивым, и послушным, и аккуратным, и… причём поскорее, сейчас же). Поэтому мы и раздражённые, нетерпеливые, недовольные и тем, и другим, и третьим.
Глубинные идеалы детей и родителей одинаковы. Существуют вечные ценности. Перед каждым поколением, как и перед каждым человеком , возникают соблазны их отрицания. Объясняется это своеобразием времени и обстоятельств, в которых человек живёт. Наш опыт и опыт других поколений показывает, что для разных людей и в разное время всегда важна и любовь и взаимопонимание с другими людьми, и семья, и творчество. Духовные идеалы присущи каждому человеку. Они усваиваются в результате собственного опыта, воспитания. Взрослый, мудрый человек может помочь ребёнку в осознании этого опыта.
При этом необходима бывает и строгость. Но тут важно найти меру. Даже при самом справедливом требовании нужно подумать: как , каким тоном довести его до ребёнка и насколько оно должно быть категорично.
1. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребёнок вообще всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что – то не так. Об этом и скажи ему.
2. Какими бы слабыми вам не показались отметки за учёбу, всё – таки найдите, за что похвалить.
3. Внушите ребёнку формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
4. Когда вы раздражены, начните говорить с ребёнком тихо, едва слышно. Раздражение сразу пройдёт.
5. Когда ребёнок возвращается домой, встречайте его у дверей. Он должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился.
6. Когда ребёнок совершит что – нибудь дурное, его обычно мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. А это опасно.
7. Заметив, что ваш ребёнок ведёт дневник, ни о чём не спрашивайте, и даже не произносите слово «дневник». И, конечно, не читайте его, даже если вам кажется, что вы о своём ребёнке должны знать всё.
8. Мы привыкли, что дети просят о чём – то родителей. А сами мы умеем просить детей? Или умеем только приказывать? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.
9. Как бы вы ни устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалость ребёнка к себе, и к другим людям, родным и незнакомым.
10. В споре с ребёнком, хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно ен правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.
11. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное про соседей, а завтра дети будут говорить плохо про вас.
12. Когда вам кажется, что всё с ребёнком плохо, главное не опускать руки. Постарайтесь оценить и, если можно, переменить своё педагогическое поведение.
13. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой», ни полом: «А ещё мальчик», ни куском хлеба: «Мы тебя кормим».
14. Для воспитания нужны шахматы, кошка, лыжи и собака. Есть ли у вашего ребёнка шахматы, кошка, лыжи и собака? Или хотя бы хомяк. Есть ли у вашего ребёнка хоть что – нибудь из этого списка?
15. Договоритесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало его врасплох. Ведь у него тоже могут быть важные дела.
16. Некоторые ребята, когда делают уроки, включают телевизор, и говорят, что им так легче заниматься. Родители ругают их за это, но напрасно. Полная тишина ещё больше отвлекает.
17. Хорошо или плохо идёт воспитание – об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать «Я счастлив».
18. Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь повторять это.
19. Ни в чём не подозревайте ребёнка, даже если вам кажется, что он украл, что он курит, что он совершил что – то дурное, — подавите подозрение. Даже невысказанное, оно унижает его.
20. Иногда дети воспринимают школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите его различать: что важно, а что не важно.