Развитие у школьников ответственного отношения к учению.

В наше время самостоятельность считается одним из важнейших качеств современного человека – причем самостоятельность в данном случае подразумевается в широком смысле: умение решать свои проблемы (включая бытовые), не взваливая их на чужие плечи, способность принимать решения самому, не перекладывая ответственность на друзей и родных. Безусловно, это ценные качества. Однако по наследству, как цвет глаз, они не передаются и с неба не падают. Следовательно, самостоятельность надо воспитывать. К сожалению, начало школьного возраста не является тем волшебным временем, когда ребенок вдруг становится самостоятельным и начинает брать на себя ответственность. Так, когда же вообще закладывается это качество?
Для развития умения решать проблемы самостоятельно и уметь отделить себя от родителей, осознать себя способным к самостоятельным поступкам и моментам в жизни (понятно, что речь не идет о глобальном) существуют сензитивные (благоприятные) периоды: возраст «Я сам» (2-3 года), вступление в школьный возраст (7 лет), начало подросткового периода (11-12 лет) и вступление в юношество (16-17 лет). Причем в семилетнем возрасте это иногда даже более безопасно – гормоны не гасят разум, как у подростков; а 16-17 лет – это вообще последний шанс, и если человек в этом возрасте не научается решать вопросы самостоятельно в пределах своей компетенции (а часто так и не научается, особенно если это в свое время подавили на предыдущих этапах), то ему уже и не захочется, и будут родители им руководить до пенсии.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в нужное время превратился в самостоятельного человека, стоит начать об этом думать буквально с его младенчества.
Нам проще покормить малыша с ложечки, чтобы потом не пришлось полчаса отмывать пол и потолок; нам нередко хочется решить за школьника задачку по арифметике, чтобы вы оба, наконец, смогли отдохнуть от приготовления домашнего задания. Все родители иногда так поступают. Но если такой стиль заботы становится привычным, то в итоге вам придется опекать 25-летнего ребенка или сопровождать его в любом деле.
Младенец рождается целиком и полностью зависимым существом, затем проходит не один десяток лет, пока он не достигнет автономности. Мудрые родители помогают ему обрести самостоятельность. Это сложно: ребенка очень хочется оградить от суровых реальностей жизни. Но существует простой закон воспитания самостоятельного человека — не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Да, это иногда доставит ему неприятности, но он сможет научиться справляться со стрессом только на своем собственном опыте и никак иначе. А если его упорно оберегать от любых сложностей, вырастет человек, который недостаточно верит в себя и любой ценой избегает риска.
Такой ребенок начнет страдать уже в первых классах школы, где проблемы неизбежны, а родителей рядом нет. Поэтому, ради светлого будущего ребенка, не делайте за него лишнего. Такой подход, несомненно увеличит затраты времени. Однако, в общении с детьми не существует удачных «экспресс-методов».. Пусть вас утешит то, что это время будет потрачено не напрасно.
Чем больше общения, тем лучше
Общения никогда не бывает слишком много. Это относится к ребенку любого возраста. Поэтому перед тем как принять решение, с ребенком надо поговорить.
Допустим, малыш заявляет: «Я не хочу завтра идти в школу». Нельзя проигнорировать это сообщение, надо исследовать, что происходит. Но в равной мере глупо было бы моментально согласиться с ребенком. Когда маленький человек переживает беспомощность, он часто начинает испытывать страх и не всегда понимает, чего именно боится. И тут родители служат естественными психотерапевтами, если принимают детские чувства всерьез и дают ребенку шанс о них поговорить. Чем больше он выражает свои страхи, тем меньше они владеют ребенком. Стоит также показать малышу, что бояться (а также — чувствовать себя одиноким, виноватым, сердитым) — это нормально. Расскажите ему о каком-нибудь своем страхе. Можно задавать открытые вопросы (но не такие, которые требуют односложных ответов): «А что в школе тебе не нравится? Что тебя там пугает?».
Называя свои чувства словами, ребенок учится их распознавать и контролировать. И тогда страхи в меньшей степени влияют на его решения.
Он требует помощи
ребёнок, попытавшись выполнить трудное для него задание, приходит в отчаяние и начинает злиться, высказывать своё недовольство. Таким образом, он признал себя беспомощным, чтобы включить родителей в трудную ситуацию. Действительно: чтобы выполнить это дело, нужны навыки. Роль беспомощного не полезна ни для самооценки ребенка, ни для ваших отношений. Поэтому не стоит верить, что у него действительно «ничего не получается».
Лучше пускай он привыкнет просить: «Помоги мне, пожалуйста!». Затем надо дать ему шанс сделать все, что он может сделать сам .
Ребенок постарше, играя роль беспомощного, может спрашивать совета: «Как это делать?». Лучше задать ему в ответ встречный вопрос: «А ты сам как думаешь?». Часто он выдаст самое разумное решение. «Ничего не получается» — это ложное обобщение, хоть что-то ребенок всегда способен сделать — и надо дать ему такую возможность. Когда он выполнит хотя бы часть задачи самостоятельно, у ребенка остается ощущение компетентности.
Не забудьте оценить то, что у него получилось, — или хотя бы его старания.
Родители порой впадают в две крайности.
Первая крайность: пустить все на самотек, «бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать». В этом случае участие родителей в школьной жизни ребенка минимально (сходить на собрания, расписаться в дневнике), детка все делает сама — и сама же расхлебывает последствия своей забывчивости. В такой ситуации ребенок может и «выплыть», а может и надолго забуксовать, упираясь в груду проблем, которые кажутся ему неразрешимыми. При таком подходе родителями порой руководит сильная занятость, и очень часто – внушающая ужас идея, что «если я буду с ним нянчиться, он не научится организовывать себя сам НИКОГДА!»
Другая крайность – контролировать ребенка во всем, помогать ему, неотступно учить с ним уроки и отслеживать школьные задания, переживать за двойки и тройки больше самого ученика. Родители действуют «из лучших побуждений», но здесь есть риск, что ребенок настолько привыкнет к поддержке и постоянному понуканию, что ему сложно будет брать ответственность за свою учебу (а в перспективе – и жизнь) на себя и осуществлять именно сознательный САМОконтроль.
И, наверное, где-то между этими крайностям лежит подходящая именно вашей семье золотая середина.
В когнитивной психологии существует наглядный расклад: чтобы ребенок научился самоконтролю, ему просто необходим эталон. Такой образец желательного и поощряемого поведения, на который он будет равняться. Ребенок будет сверяться с этим образцом и постепенно разовьет свой самоконтроль: научится планировать свою работу для достижения образца, а потом проверять самого себя, хорошо ли он воспроизвел образец и как в следующий раз сделать лучше. И мы, родители, вместе с учителями должны этот эталон ребенку предоставить, потому что иначе он возьмет образец на улице, в телевизоре или Вконтакте. Как же это сделать?
* Родители сами должны быть достаточно организованными людьми. Важно, чтобы ребенок видел и знал, что в родительской жизни есть место порядку и дисциплине: мама-папа умеют делать над собой усилие и выполнять свою работу и другие обязанности (готовить ужины семье, содержать дом в чистоте – все это тоже плюсы в пользу самоконтроля).
* У ребенка должно быть упорядоченное пространство для учебных маневров: стол или парта для уроков, полки и ящики для книжек и тетрадок, место в шкафу для школьной одежды, будильник, телефон, продукты к завтраку и обед в холодильнике.
* Родителям вслед за учителями нужно регулярно подсказывать ребенку: что, когда и как удобно делать, чтобы с учебой у него все было хорошо .
* И нужно не просто рассказывать и подсказывать, «что такое хорошо и что такое плохо», но и помогать ребенку придерживаться «хорошей» линии, напоминать о необходимых действиях, стимулировать и подбадривать. И, конечно, хвалить.
* И даже не только помогать, напоминать и хвалить, а еще и обращать внимание на последствия хороших действий: «Смотри, ты выучил уроки пораньше – весь вечер был свободен, здорово? Ты хорошо подготовился по английскому – и на уроке тебе было все понятно, приятно же? Ты перестал забывать пенал – и больше не приходится просить ручки и карандаши у ребят, удобно, да?»
Зачастую родители сами не понимают, что отбивают у ребенка желание быть самостоятельным. Вместо того чтобы похвалить малыша за проявленную инициативу, мать начала ругать ребенка за его ошибки, забыв о том, что ребенок САМ захотел что-то сделать. Если бы она сказала ему: «Какой ты молодец, сделал домашнее задание. Но тут у тебя несколько ошибок. Давай, вместе их исправим?», то все бы обошлось и ученик в дальнейшем, с удовольствием сам проявлял бы инициативу. А так получается, что старайся – не старайся, все равно все будет не так. Логично, что в голове ребёнка появится вопрос: «Зачем, вообще что-то начинать?».
Еще одной распространенной причиной того, что дети не становятся самостоятельными, является элементарное непонимание того, что им нужно таковыми становится. И действительно, откуда же они об этом узнают, если родители все делают и решают за них. Получается, что старшие сначала блокируют проявление самостоятельности, а потом обижаются на то, что ребенок не ждёт их указаний. А он, просто-напросто, не догадался, не знал, что это следует сделать. И опять же, в результате получается: «не знал – не сделал – поругали». Таким образом, взрослые изначально отбили у ребенка желание в дальнейшем вообще что-либо делать.
Какие же действия стоит предпринять, чтобы научить ребенка самостоятельности и ответственности?
Для начала необходимо научиться предоставлять ребенку право выбора. Пусть он сам решает, как ему стоит поступить в той или иной ситуации. Учите его анализировать последствия. «Что может получиться в результате, если ты поступишь так, а если выберешь иной вариант?».
Планируйте заранее дела, которые необходимо сделать. Например, на следующий урок нужно выучить новые слова по английскому языку. Не надо заставлять малыша бросать все дела и срочно приниматься за изучение новых слов. Просто спросите у ребенка, когда он хочет заняться выполнением задания по иностранному языку. Таким образом, в голове малыша формируется образ того, что он принимает решение. В дальнейшем он сам научится распределять свое время без посторонней помощи.
Но не забывайте и о режиме дня. Приурочьте какие-либо обязательные дела и занятия к определенному времени. Если такого режима нет, то родителям придется постоянно следить за тем, чтобы ребенок справлялся со всеми своими заданиями и обязательствами, точнее, чтобы он успевал их выполнить. А это будет только вредить динамике развития самостоятельности.
Поощряйте своего сына или дочь к самостоятельности. Не забывайте лишний раз похвалить.Учите его гордиться своими поступками. Пусть чувствует себя важным. Это только подтолкнет его в следующий раз к еще большему количеству принятых самостоятельно решений.