Развитие у школьников учебной мотивации

«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля правды в этом утверждении есть, но какое-то оно неполное, чего-то в нем явно не хватает… Взрослых в нем и не хватает — их доли ответственности.
Помните знаменитую формулу революционной ситуации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут…» Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики сегодняшнего положения в образовании: «Дети не хотят, а взрослые не могут учить их по-старому».
И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации.
Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их учить. Путь второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные, в том числе в российской педагогике. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.
Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. Здесь нужны такиt  педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться.
В последние годы в массовом психолого-педагогическом сознании происходит постепенное искажение самого понятия «учебная мотивация». В портрете идеального, «замотивированного» ученика начинают все отчетливее проступать мрачные черты долженствования: это ребенок, понимающий смысл учебы для себя, осознающий, зачем и почему он должен учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели и т.д. Осознанная учебная мотивация — это замечательно, но не на всех этапах обучения возможная и не для всех детей подходящая. Для многих детей характерна не осознанная учебная мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно.
ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ?
На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду?
Ниже представлен перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту, но тем не менее весьма объемный.
Ø  — Интерес к информации (познавательная потребность).
Ø  — Интерес к способу действия.
Ø  — Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
Ø  — Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
Ø  — Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.
Ø  — Актуализация творческой позиции.
Ø  — Осознание значимости происходящего для себя и других.
Ø  — Потребность в социальном признании.
Ø  — Избегание наказания (физического или морального).
Ø  — Получение материальных выгод и преимуществ.

Воспитание у школьников ответственного отношения к учению.
Основное по объёму место в жизни подростка занимает учебная деятельность, т.к. в современных условиях подросток – всегда школьник. Однако по сравнению с младшими школьниками характер учебной деятельности подростка существенно меняется. Это связано не только с увеличением объёма информации и с тем, что на смену одному педагогу приходит несколько учителей, предъявляющих далеко не всегда одинаковые требования. В эту пору проявляются новые формы обучения, серьёзно изменяется содержание учебного материала. Оно представляет собой теперь систематическое изложение основ наук.
В отличие от младших школьников, подростков характеризует более высокая норма учебного труда, связанная с новым отношением к знаниям, к учению, приобретающему в этот период личностный смысл. Часто в подростковом возрасте наблюдается противоречие: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к учению, жизнерадостно-наплевательским отношением к оценкам.
Подросток обычно остро переживает свои учебные неудачи, но его самолюбие иногда вызывает желание замаскировать подлинное отношение к этим неудачам, делая вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен, и даже бравирует этим.
Причины неуспеваемости школьника:
— запущенность материала;
— пробелы в знаниях;
— отсутствие привычки трудиться;
— отсутствие интереса к учению;
— интеллектуальная пассивность (которую часто принимают за тупость или неспособность к учению);
— неумение учиться (самая возможная причина неуспеваемости).
Именно последняя причина ставит наибольшие трудности перед педагогами и родителями. Таким образом, вырисовывается линия взаимодействия между педагогами и родителями при решении важной задачи – научить школьника учиться.
Учитель всегда находит время в классе, чтобы объяснить приемы правильной работы. Но как поняли ребята его объяснение, как они пользуются этими приемами при подготовке домашних заданий и пользуются ли вообще, это, как правило, остается вне поля зрения учителя. Совсем в ином положении по сравнению с учителем оказываются родители, наблюдающие за приготовлением школьником домашних уроков. У них есть полная возможность наблюдать весь процесс. И они могут оказать школьнику ту помощь, которую просто не в состоянии дать учитель.
Со стороны родителей важна помощь в организации учебной работы. Что можно посоветовать, если сын или дочь не могут усадить себя за уроки? В общих словах можно ответить так: предстоит нелегкая работа по формированию у школьника умения управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот. Важно выработать привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Надо приучать ребенка все необходимое выполнять с первого напоминания,ни на что не отвлекаясь. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающее уважительное отношение со стороны взрослых.
Очень важным моментом в деле выработки привычки к неукоснительности занятий является четкое установление времени для них. Уроки надо выполнять всегда в одно и то же время. Родители могут помочь правильно распределить день. Необходимо установить, сколько времени ребенку требуется для выполнения уроков по каждому предмету. Важно обратить внимание на то, каким приходит ребенок с прогулки: отдохнувшим, «со свежей» головой или возбужденным, уставшим настолько, что на уроки не остается сил. Учитывая все это, родители могут определить разумное соотношение времени на уроки, прогулки, выполнение домашних обязанностей и т.п., чтобы одно не шло в ущерб другому.
Родители, которые заботятся о том, чтобы у их ребенка было фиксированное время и закрепленное место занятий, очень способствуют этим самым выработке привычки к обязательности выполнению уроков. Родители, не придающие этому значения, ставят школьников перед дополнительными трудностями, которые могут стать одной из причин нежелания учиться.
Важным компонентом учебной деятельности, которые обязательно должны быть сформированы у школьника, являются самооценка и контроль.Большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удержать ее за собой. Они заставляют ребёнка отвечать им устные уроки, просматривают его тетрадки; беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы вовремя сел за уроки и выучил все, что задано. Но, оказывая помощь, родители должны помнить, что главная задача заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять его как можно дольше. Ведь в подобной ситуации ребенок не будет чувствовать своей ответственности за качество выполнения домашних заданий.
Помощь родителей в учебной деятельности школьника – тот труд,в котором обнаруживаются разные грани семейной жизни, проявляется педагогическое кредо семьи, ее психологическая готовность и уровень ее грамотности.

Анкета для родителей.
1) По каким предметам чаще всего обращается за помощью ваш ребенок и можете ли вы ему помочь?
2) Какие трудности при выполнении домашних заданий испытывает ваш ребенок?
-имеет фактические пробелы в знаниях по предыдущим темам;
— не концентрирует внимание на усвоение главных целей темы или правил; знает правило, но не умеет его применить при решении задач и т.д.
— механически подгоняет решение под ответ или по шаблону применяет порядок решения предыдущих задач, упражнений;
-не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполнении задания, спешит обратиться за помощью;
-слабо владеет навыками учебного труда: чтение, письмо, счет, работа с книгой, заучивание и т.д.;
-не знает требований к оформлению домашних заданий.
3)Сколько времени в день тратится на выполнение домашних заданий?
4) Как вы помогаете ребенку выполнять задания?
— усиливаете требовательность, проверяете качество работы;
-ориентируете на твердое запоминание правил путем многократного повторения;
— заставляете повторять содержание предыдущих тем, необходимых для решения задачи;
— в наиболее трудных местах подсказываете порядок решения;
— добиваетесь того, чтобы ребенок сам нашел ошибку в решении или  сами указываете ему на ошибку;
— помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, наглядных примеров и т.д.
5) Приходится ли вам регулярно заставлять ребенка садиться за уроки или он сам приступает к их выполнению?
6)Каким образом стимулируете (поощряете) успешную учебу?
7) Какую помощь со стороны учителей необходимо оказать вашему ребенку для улучшения его успеваемости?