Развитие профессиональных интересов и склонностей

Разные трудовые пути требуют от человека определенных личных качеств, определенных интересов и склонностей.
Например, хороший слесарь-ремонтник — это тот, кого тянет к технике, кто хорошо «держит в уме» ясные представления о деталях, узлах, механизмах, машинах, инструментах. И не только «держит», но и мысленно оперирует ими.
Продавец, педагог, организатор производства должны отличаться особым интересом к людям, их поведению, нуждам. Люди этих профессий должны быть общительными и сдержанными.

Для бухгалтера, экон25
55
омиста мир документов, цифр, вычислений выступает как полный живого интереса. Здесь нужна способность к сосредоточенной работе в одиночку, точность, аккуратность, способность ясно представлять, что кроется за сухими колонками цифр, документальными записями, нужна особая наблюдательность к тонкостям оформления документов,
Маляр по художественной отделке стен увлечен миром красок, линий, форм. Он делает росписи зданий, помещений. Ему нужны хороший художественный вкус и умелые руки.
В 14-18 лет у человека уже имеется немало способностей, заметно отличающих его от сверстников. Например, у тебя в каких-то делах меньше опыта, знаний, а в каких-то больше, в каких-то делах, занятиях ты менее успешен, быстрее устаешь или начинаешь нервничать, а в других за тобой не угонишься, и, главное, ты ими занимаешься с удовольствием, не замечая времени и усталости. Все это результаты твоего индивидуального развития, твоих интересов и склонностей.
Интерес — избирательная направленность человека к явлениям действительности, проявляющаяся в его положительной эмоциональной реакции и умственной активности. Иными словами: ИНТЕРЕС — ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
Интересы могут носить временный, эпизодический и устойчивый характер.
Временные, эпизодические интересы могут угасать, например, с окончанием интересного урока, с уходом «интересного» учителя и т.д. Устойчивые интересы характеризуются тем, что часто для своего удовлетворения требуют преодоления определенных трудностей, но при этом не угасают. Например, кто-то интересуется физикой, и, в частности хочет узнать о состоянии физической науки за рубежом из зарубежных специальных журналов, книг, т.е. ему необходимо знание иностранного языка. И хотя это связано с определенными трудностями, человек преодолевает их.
Интересы, которые носят устойчивый, стержневой характер, могут вырастать, переходить в соответствующую склонность. Например, многие школьники явно предпочитают определенные предметы и учебные занятия, стремятся выйти за рамки учебных заданий, почитать дополнительную литературу, проявляют личную инициативу в овладении знаниями. Такие признаки устойчивого интереса сближают его со склонностью.
 

СКЛОННОСТЬ — ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Результат любой работы зависит от степени интереса к ней. Например, один ученик ходит в школу, потому что его заставляет родители, а другой потому, что у него есть интерес к содержанию программного материала, познанию новых открытий в науке, литературе и т.д.
Результат учения у этих двух ребят тоже различный. Ваше мнение: у кого он лучше и почему?
Интересы делятся на виды
По содержанию:
— технические;
— музыкальные;
— спортивные;
— художественные;
— общественно-политические.
По предмету:
— педагогические;
— сельскохозяйственные;
— административные и др.
По объему: 
— широкие;
— узкие.
По времени действия:
-устойчивые;
— неустойчивые.
О склонности говорят, когда работа нравится человеку, когда человек испытывает влечение к ней. Деятельность может нравиться -приносимой ею пользой, тем, какое общественное признание она несёт. Более того, деятельность сама по себе может становиться притягательной. Деятельность, обусловленная склонностью, может быть отнюдь не легкой, и тогда человек проявляет волю, настойчивость, готовность пожертвовать чем-то ради успеха деятельности.
Склонность имеет следующие признаки и проявления:
— длительное и устойчивое стремление человека к определенной деятельности;                                           
— успешность выполнения этой деятельности;
— стремление к творчеству и творческий характер деятельности;
— проявление устойчивого интереса к определенной области знаний;                         
— стремление к постоянному накоплению этих знаний. Если эта деятельность связана с какой-либо профессией, то эти склонности будут называться профессиональными.
Возникновение интереса — накопление отвечающих интересу знаний, умений — развитие соответствующих способностей — успешность в соответствующей деятельности — развитие склонности к ней — эмоциональная привлекательность деятельности — подчинение всех поступков и помыслов личности данной склонности — призвание.
Разобрать с учащимися, пользуясь данной схемой, несколько примеров перерастания интереса к спорту, к музыке, к рисованию, к фотографии, к математике и т.д. в склонности и, в конечном итоге, в призвание.
ВОПРОС: Какое отличие интересов и склонностей? ОТВЕТ: Интерес — хочу знать, т.е. стремление к познанию. Склонность — хочу делать, т.е. стремление к практической деятельности.