Что даёт профориентация?

Начало учебного года — время выбора, время возможностей, время профориентации.
Но мы можем наблюдать, что часто выбор будущего делают за своего ребёнка родители.
Кому как не родителям знать, что их Петя здоровый и «крепенький», его можно отдать заниматься борьбой, да и ходить в секцию недалеко. Кате как раз пора в музыкальную школу, она же девочка, а для девочек музыкальное образование подходит лучше всего. А Настя в этом году должна определиться с будущей профессией, и было решено, что Насте нужно поступать в медицинский институт, потому что в семье несколько поколений медиков и не стоит нарушать традиции.
Родители во многом правы, они знают своего ребёнка лучше других, и их нелегкая роль – быть навигаторами в жизни ребёнка, воспитать успешного, самостоятельного и, что важнее всего, счастливого человека! Но принимать верные решения – это и огромная ответственность, которая лежит на родителях.
Не ошибиться в выборе и найти нужный путь для своих детей родителям помогает своевременная профориентация детей.
Профориентация — это помощь в самоопределении человека в любом возрасте. Квалифицированная профориентация основывается на строгом научном подходе и анализе способностей, интересов и темперамента самого человека. В каждом возрасте есть своя профориентационная задача.
Рассмотрим подробнее эти задачи и методики, которые можно использовать для решения этих задач.
• 5-8 лет: ребёнок готовится к школе, а затем адаптируется к ней. О будущей профессии говорить ещё рано, но именно в этот период закладываются многие особенности человека, которые повлияют на самоопределение в будущем. Задача профориентации на данном этапе – выявить уровень развития всех психических свойств (памяти, мышления, внимания, восприятия и т.д). Есть ли что-то, о чем родителям следует знать при выборе дальнейшего образования. Ребёнку должно быть комфортно идти в школу и знать, что он способен освоить школьную программу.
• 2-4 классы: период, когда школьник учится учиться. Тестирование детей этого возраста направлено на выявление его интересов и способностей, которые в дальнейшем помогут справляться со школьной программой, а главное – сделают процесс обучения интересным за счет правильно выбранных дополнительных занятий.
• 5-7 класс: возраст, в котором уже возможно выявить и развивать потенциал учащегося в профессиональной сфере. В этот период уже точно можно увидеть технарь он или гуманитарий, интересно ли ему творчество, достаточно ли он усидчив для некоторых возможных профессий. Средняя школа — возраст самоопределения. Если школьник научится сейчас выбирать самостоятельно увлечения и сферу деятельности, то в дальнейшем родители не столкнуться с проблемами «Не знаю, куда его отдать», «Что же делать, она ничего не хочет». Именно сейчас ребёнку надо предоставлять право выбора и рассказывать о последствиях его решений. Если он сейчас он не пойдет в художественную школу, то, скорее всего, быть дизайнером, художником или архитектором он уже не сможет.
• 8-11 класс: это период, в котором подросток сталкивается с необходимостью выбора дальнейшей профессии. Часто школьник в этом возрасте несамостоятельный и немотивированный, потому что до этого он не задумывался (или ему не давали задумываться), кем он хочет стать в этой жизни. Очень важно на данном этапе иметь представление не только о своем потенциале, но и рынке труда, перспективах каждой профессии завтра.

Профориентация помогает скорректировать вектор развития и профиль образования, выбрать направление обучения и будущую профессию, а также получить дополнительную мотивацию к обучению. После прохождения профориентации ребёнок (и его родители) яснее видит цели, которые хочет достичь при обучении.
Профориентация на ранних этапах нужна не для того, чтобы в маленьком Пете увидеть инженера-проектировщика, а для того, чтобы расширить его возможности на рынке труда в будущем. После профориентации вероятность, что он найдёт «свою» работу, будет выше, а значит, цель родителей — вырастить счастливого человека — будет более достижима.
И главный вопрос — когда проходить профориентацию? Можно дать две рекомендации родителям, которые об этом думают:
1. Проходить профтестирование правильно, когда ребёнок переходит из одного возрастного периода в другой, потому что изменяется его психофизическое состояние, интересы и возможности.
2. Правильно проходить профориентацию в течение учебного года, чтобы определиться с целями на следующий учебный год. Но если вы не успели этого сделать, то нужно пройти тестирование в самом начале этого учебного года, когда наступает точка выбора для профиля обучения, дополнительных занятий и секций. Своевременная профориентация наметит краткосрочный план на год и покажет долгосрочные перспективы.
Научите детей принимать решения — и в будущем они будут счастливы!
«.


Добавить комментарий