Современный рынок труда

«Если ты ничего не можешь, ты ничего не должен хотеть» (Сенека).
-Удачный выбор профессии…
-Можно ли его осуществить?
-От кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно?
Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно.
Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.
Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.
«…Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание,
в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку.
А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей,
их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных органов». А. С. Макаренко
В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда.
Хочу – могу – надо
Выбирайте будущую профессию вместе с ребенком с умом, любовью и вниманием, тогда их трудовая жизнь будет проходить интересно и с пользой.
Предположим, городу нужны девяносто девять сантехников и один юрист. Однако, из ста выпускников школ города девяносто девять планируют стать юристами, и только один сантехником.
Возможны следующие варианты: «лишние» юристы переквалифицируются в сантехников или уедут в другие города, где есть потребность в их услугах, или умрут голодной смертью,
Вряд ли кто – нибудь из них мечтал о таком финале, выбирая профессию из соображений престижа, а не по требованиям рынка труда.
Рынок труда, или рынок рабочей силы – это система социально – экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу.
Работодатели в этой ситуации можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.
Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели.
Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста – работодателя, в результате выигрывают обе стороны.
Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофёра, может работать только через день и т.п.).
— если этот специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все эти условия в расчёте на то, что затраты окупятся.
— если же специалист не представляет особой ценности, то ему придётся снизить уровень притязаний, отказавшись для начала хотя бы от бесплатного обеда. Иначе он рискует остаться без работы.
Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой.
В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением или контрактом – документами, в которых оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.
Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар – рабочую силу.
Эта цена называется заработной платой. Заработная плата – это денежное вознаграждение за выполнение своих обязанностей.
Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На её размер влияет интенсивность, продолжительность и условия труда.
Чем больше специалистов определённой квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена.
Эта ситуация выгодна работодателям: во- первых, есть выбор, во – вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом называется безработица.
Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако, дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.
Идеальный вариант – число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием.
Очевидно, что существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов.
Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы.
Особую категорию специалистов составляют учёные, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий (реставратор, лётчик – космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик). Это – штучный товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция – сравнивание, соперничество.
Конкурентноспособность – это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя.
Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно.
Ваши ресурсы на рынке труда – это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).
Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере – торговле – один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по продажам, менеджер по сбыту, менеджер по продвижению, бренд – менеджер, менеджер по работе с клиентами, менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе. Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание предмета выбора профессии и ситуации на рынке труда. По данным многолетних социологических опросов, российские выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар – кондитер, психолог.
Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от каждого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и приспосабливаться к меняющимся условиям труда.
При этом надо критично оценивать заманчивые предложения работы, которыми пестрят страницы газет и журналов, стены и заборы. И большинство людей норовит на себе убедиться в справедливости старой пословицы: «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Вас должны насторожить следующие моменты:
— обещание высокой заработной платы,
— отсутствие требований к образованию и опыту работы,
— необходимость денежных вложений.
Позвоните по указанным телефонам и уточните требования к кандидату, характер работы, условия труда, уровень заработной платы.

Добавить комментарий