Родителям подростков следует знать, что…

Для подростков характерны следующие характерологические реакции:
 Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля
старших – родных, учителей. Может выражаться в настойчивом желании всегда и везде
поступать «по-своему», в нарушении установленных старшими порядков, правил.
Способствовать обострению этой реакции может гиперопека со стороны старших,
мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и свободы.
 Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку,
непосильной для него нагрузкой – требованием быть отличником в учебе, преуспевать в
занятиях языком, музыкой и т.д. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или
резкого уменьшения привычного внимания со стороны близких. Проявлением реакции
11
оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов уроков и побегов из дома до
попыток самоубийства, чаще всего демонстративных. С этой целью может
использоваться умышленное бравирование алкоголизацией или употреблением
наркотиков. Все эти демонстрации словно говорят: «Обратите на меня внимание – иначе я
пропаду!».
 Реакция компенсации – это стремление свою слабость и неудачливость в одной области
восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый мальчик компенсирует
свою слабость отличными успехами в учебе, позволяющими завоевать авторитет среди
сверстников. И наоборот, трудности в учебе могут восполняться «смелым» поведением,
предводительством в озорстве, в худшем случае – участием в асоциальных компаниях.
 Реакция гиперкомпенсации. Здесь настойчиво и упорно добиваются высоких результатов
именно в той области, где слабы. Именно в силу гиперкомпенсации застенчивые и робкие
мальчики при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе – боксу, самбо, а
страдавший заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным
чтением и выступает на любительских концертах.
 Реакция группирования со сверстниками. У подростков есть острая необходимость в
собственном самосознании и принадлежности к группе. Подростки еще не имеют ясно
осознанного «образа Я» и часто чувствуют себя более защищенным в среде себе
подобных. Чувство «Я» пока еще трудно вычленить из «Мы» – подростки становятся
фанатами рок-групп, членами разных неформальных организаций – панков, рокеров, в
худшем случае – фашистов. Группа для подростка становится главным регулятором
поведения. Этим может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство
правонарушений у подростков совершается в группе. Наблюдается закономерность: чем
меньше возраст подростка, тем больше состав группы. По мере взросления количество
членов группы уменьшается. В возрасте 16-18 лет группа составляет 2-3 человека.
Наиболее частые нарушения поведения у подростков
1. Нарушение поведения – реакция отказа.
Главные причины нарушения:
1.Противодействие родителей в общении со сверстниками, реально или предположительно
оказывающих на них отрицательное воздействие.
2. Смена ребёнком места учёбы, особенно без его на то желания. Резкая смена стиля
отношений и поведения в учебной среде, запрещение или объективное отстранение от
занятия любимым делом и т.д.
3. Адаптация подростка в новой учебной группе.
Формы проявления: Отказ от общения, приёма пищи, выполнения домашних обязанностей
или уроков. Подавленность, печальность, уход от общения со сверстниками и педагогами,
нежелание идти на контакт.
Основные направления помощи: Необходимо наблюдать за внешними поведенческими
проявлениями подростка. Важно найти те формы взаимодействия с подростком, которые
будут эффективны.
2. Нарушение поведения – реакция протеста (оппозиция).
Главные причины нарушения: Стремление привлечь к себе внимание родителей, заставить
полюбить себя. Негативное поведение у подростка доминирует по той причине, что в семье
для него нет примера позитивных форм поведения.
Формы проявления: Обычно в конфликтных ситуациях происходит ущемление самолюбия
подростка, по его мнению, требования необоснованны и наказания неправомерны как со
стороны родителей, так и учителей.
Реакция протеста может быть как активной, так и пассивной.
Пассивной форме свойственна замаскированная Враждебность, недовольство, обида
на взрослого, утрата благоприятного эмоционального контакта, стремление избегать общения
с ним. Зачастую при общении подросток может демонстративно молчать, при этом, не
проявляя явных признаков агрессивности и не проговаривая причин своего недовольства, что
12
может значительно осложнить процесс выявления реальной причины такого поведения и
налаживание комфортных взаимоотношений.
Реакция активного протеста проявляется в виде непослушания, грубости,
вызывающего, даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы
воспитания, наказания, упрёки, оскорбления. Как правило, подобная реакция возникает по
отношению к тем лицам, которые являются для них источником переживаний.
Основные направления помощи: Необходимо сформировать у подростка позитивные
умения в поведении. Однако здесь без помощи семьи не обойтись. Все старания будут
напрасными, если дома изменения не будут замечены и отмечены. Если ребёнок поймёт, эти
новые формы поведения более приятны и полезны в завоевании любви со стороны близких и
любимых ему людей.
3. Нарушение поведения – реакция активного протеста (сопровождается
двигательными «бурями»).
Главные причины нарушения: Характерна для детей, страдающих психопатией или с
органическими поражениями головного мозга.
Формы проявления: В гневе они крайне агрессивны, могут ломать мебель, склонны к
вербальным формам агрессии (нецензурной брани). У них проявляются и вегетативные
реакции (повышается потливость, лицо краснеет, пульс учащается, дыхание глубокое и
частое). Активная форма протеста может проявляться в стремлении делать назло,
оговаривать человека перед посторонними или учителями, выдавать его тайны, обижать
близких ему людей или любимых животных.
Основные направления помощи: Истоки формирования подобной модели поведения, как
правило, кроются именно в семье подростка.
4. Нарушение поведения – реакция протеста (уход из дома).
Главные причины нарушений: Эта форма поведения подростка наиболее типична для
семей с повторными браками, а их цель – вызвать дополнительное внимание и проявление
любви со стороны родного родителя. Главная причина такого поведения подростка –
стремление привлечь к себе внимание родителей, заставить полюбить себя, негативное
поведение у подростка доминирует по той причине, что в семье у него нет примера
позитивных форм поведения.
Формы проявления: Они, как правило, не уходят далеко из дома, стараются попадать на
глаза знакомым, чтобы на него обратили внимание и вернули домой. В поведении подростков
из таких семей может проявляться демонстративность, стремление привлекать к себе
внимание, шокировать своим поведением. В таком состоянии подростки, особенно мальчики,
склонны к употреблению алкоголя, прогулам занятий, изменению своей внешности.
Основные направления помощи: Необходимо сформировать у подростков позитивные
умения в поведении, сформировать стойкие умения и позитивную мотивацию. Однако и
здесь без помощи семьи не обойтись. Все старания будут напрасными, если дома изменения
не будут замечены и отмечены. Если ребёнок поймёт, эти новые формы поведения более
приятны и полезны в завоевании любви со стороны близких и любимых ему людей.
5. Нарушение поведения – реакция имитации.
Главные причины нарушений: Стремление подражать кому-либо.
Формы проявления: Появление у подростка немотивированной скрытности, лживости,
неадекватности поступков.
Основные направления помощи: Особую сложность для проведения коррекционной
работы вызывают те случаи, когда подросток выбирает для подражания негативный опыт
поведения реального человека из близкого социального окружения. Это может быть
взрослый или сверстник с пристрастиями к алкоголю, с криминальным прошлым. Как
правило, подросток привлекает в компанию своих друзей, красочно описывая все прелести
своего общения с таким «другом». Под негативное влияние попадают не только дети из
социально-проблемных семей, но и подростки из вполне благополучных семей.
Как правило, у подростков ещё нет стойкой нравственной позиции, и если родители не
уделяют должного внимания её формированию, то эту нишу обязательно кто-то заполнит.
Для отрицательного лидера главная задача- дискредитировать родителей и учебное
заведение.
13
Предупреждение вовлечения подростков в асоциальные группы и секты должно быть
совместным делом всей общественности.
6. Нарушение поведения – реакция группирования со сверстниками.
Главные причины нарушений: Стремление группировки со сверстниками весьма присуще
для детей подросткового возраста. Это объясняется психологическими особенностями
данной возрастной группы. Как правило, в группе появляется лидер, который может быть как
позитивным, так и негативным.
Формы проявления: Для групп с асоциальным лидером свойственна активная
противоправная и криминальная деятельность с вовлечением в свои ряды максимального
количества членов. Подобная подростковая «организация» всячески стремится сделать свою
деятельность привлекательной, внешне красивой, используя для этого яркую символику.
Основные направления помощи: Привлечь подростка к общественно приемлемым формам
взаимодействия. Здесь огромные возможности кроются в создании различных подростковых
клубов, кружков по интересам, общественных организаций.
7. Нарушение поведения – реакция группирования со сверстниками.
Главные причины нарушений: Возникает вследствие перенапряжения нервной системы в
связи с чрезмерными физическими и интеллектуальными нагрузками. Особенно явными эти
состояния становятся в период сессии, итоговых контрольных работ и, как правило, ими
страдают дети, не равнодушные к результатам учёбы и имеющие дополнительные учебные
нагрузки (музыка, иностранные языки, и т.д.). стимулами появленияневрозов могут быть и
разлады в семье, разводы, пьянство родителей.
Формы проявления: Симптомами появления невротических состояний является
повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, утомляемость ребёнка, вялость,
сонливость, пассивность как в учебной так и во внеучебной деятельности. Проявлением
неврозов может быть речевая патология (заикание, временная немота), нарушение сна,
повышенная возбудимость, энурез.
Основные направления помощи: Выявление у ребёнка подобных признаков является
сигналом для врачебного вмешательства.


Добавить комментарий