Роль родителей в обучении ребёнка

«Благородный человек предъявляет требования к себе. Низкий человек предъявляет требования к другим». Конфуций.

Современный образовательный процесс предполагает двустороннюю ответственность: и учителей, и родителей учеников. Какова же роль семьи в обучении?
Ведь никто, покупая даже обычный мобильный телефон, не сетует, что придётся соблюдать определённые условия для того, чтобы он исправно работал. Вне зависимости от его цены. А 11 лет учёбы-это посерьёзнее мобильника. Почему же отдавая ребёнка в 1-й класс, многие родители уверены, что за конечный результат отвечает исключительно школа? Придётся признать: у мам и пап учеников тоже есть обязанности. Если они не будут ими пренебрегать, их дети избегут многих проблем.

Итак, родители должны:

1. Следить чтобы ребёнок пришёл в школу с необходимыми школьными принадлежностями и выполненным домашним заданием.

2. Посещать родительские собрания, консультации, участвовать в делах школы и класса.

3. Обучать ребёнка навыкам конструктивного поведения в обществе, рассказать, что и у других детей есть права.

4. Объяснить важность и значимость учения. Если бы ребёнок был «полым сосудом», заполнить его знаниями не составило бы труда. Но он личность, и формирование его мировоззрения-наш общий труд.

Учитель обязан дать знания, а родитель-проконтролировать, чтобы у ребёнка были все возможности ( и, конечно, желание ) их получить и усвоить.

Поэтому, правило первое: если вашему школьнику хочется поделиться радостями и трудностями, показать тетради, поддерживайте это желание! Важно каждый день находить время на то, чтобы выслушать его рассказы, вникнуть, помочь. Чтобы не было формальных расспросов, приготовьтесь рассказать ребёнку о том, что происходило на работе у вас ( в доступной форме ). А вот ваше безразличие, ссылки на усталость и отсутствие времени могут привести к выводу о том, что учёба-дело не такое уж важное, и можно не напрягаться. В честных рассказах ребёнка о школе есть и ещё один плюс: вы своевременно узнаете о проблемах и сможете вовремя и адекватно отреагировать на происходящее.

Правило второе: ваша помощь в выполнении домашнего задания детям необходима!

Порой родители искренне не понимают, почему ребёнок не делает уроки сам. И при этом обычно говорят: « Мой такой несамостоятельный, но ведь это его дело, а не моё». И как главный аргумент: « Со мной-то, когда я учился, никто не сидел!» Вряд ли, конечно так и было, особенно в начальной школе. А с учётом того, что современные программы усложнились и времени на усвоение даётся меньше, помогать необходимо каждому ребёнку. Даже самому способному. Хотя в перспективе у нас вполне определённая цель: научить его работать самостоятельно. Как? Учим выполнять домашнее задание пошагово.

1 шаг. Определяем правила: объясняем, как организовать рабочее место, когда лучше садиться за уроки. Важно: правила вырабатывать необходимо сообща, чтобы ребёнок понял, зачем всё это надо. И чем подробнее вы вместе отработаете технологию сейчас, тем легче вашему школьнику будет потом делать всё самостоятельно. И не забывайте поощрять его за качественное выполнение домашнего задания.

2 шаг. Совместно-раздельная работа. Пусть ребёнок посильную часть задания выполнит самостоятельно. Потом вместе оцените работу. Не придирайтесь к мелочам! Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача-дать ребёнку почувствовать собственные возможности.

3 шаг. Самостоятельность под контролем: постепенно доверьте ребёнку готовить домашнее задание без вашей помощи. Вы должны лишь находиться где-то рядом, чтобы помочь вашему ученику сконцентрироваться. А потом нужно проверить выполненные задания. Совет: на рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать.

Помните: все эти навыки вырабатываются не скоро. И вообще, кому-то поддержка нужна только на старте, кому-то-на протяжении 11 лет обучения. И оказывать её необходимо ровно столько, сколько требуется.

Главная ошибка родителей-делать домашнее задания за детей. А надо помочь разобраться в непонятном материале, организовать процесс. А после того, как ребёнок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему похожее задание для самостоятельного выполнения, чтобы отработать и закрепить навык.

По количеству времени, которое дети проводят в школе, можно сказать, что школа-это второй дом. Всем, кто работает в школе, хочется, чтобы детям было комфортно, уютно, тепло и сытно. Но! Если ребёнку неинтересно и тяжело учиться, у него нет друзей, зато есть конфликты с педагогами, на дом это похоже мало. Конечно, есть дети, которые в школе себя чувствуют намного лучше, чем дома. Но в целом стоит признать: образовательное учреждение-достаточно жёсткое заведение, тут есть правила, которым надо неукоснительно следовать, свой ритм, режим. Школа ориентирована на среднестатистического ученика, а значит, все, кто выделяются в ту или иную сторону, могут испытывать дискомфорт. А уж если при всём этом ваш ребёнок не такой, как все-не хочет общаться с ребятами, не умеет сам себя занять, несправедлив в игре,-тут и самая комфортная среда бессильна.

Что же надо сделать родителям на этапе адаптации ребёнка к школе, чтобы она хотя бы отчасти стала вторым домом?

1. Поиграть с ребёнком «в школу»-это поможет ему быстрее усвоить правила новой жизни. Научить самостоятельно собирать портфель, убирать форму, делать уроки.

2. Принимать участие в классных мероприятиях: так дети увидят, что родителям важно происходящее в школе, а также усвоят, что активная позиция-это хорошо и верно.

3. Научить мирно решать конфликты.

4. Помогать в освоении нового: ведь умения и навыки у ребёнка без помощи родителей формируются трудно и долго.

5. Повторять дома, что пройдено в школе в игровой форме, чтобы ребёнку самому была интересна эта работа.

6. Не сравнивать с другими детьми, не требовать от него больше, чем он может в данный момент. Иначе может появиться тревожность, которая мешает успешности.

7. Соблюдать режим дня.

8. Хвалить даже за самые маленькие достижения.

9. Научить правильно относиться к неудачам: объяснить, что без ошибок и трудностей в жизни не обойтись.

10. При необходимости ( если самостоятельно проблему не решить ) обращаться за помощью.

Часто родители допускают ошибки, не понимая этого. Ненормально, когда мама чуть ли не с садика ждёт от ребёнка только побед, только отличных результатов, а чадо обыкновенное, звёзд с неба не хватает. И вот это чадо, изо всех сил хочет угодить маме, но не получается, а ей «такой неуспешный не нужен». Как следствие, у ребёнка формируется тревожность, он начинает бояться сделать ошибку, отвечать у доски.

Связь причины и следствия неизбежная: страх блокирует голову, и в итоге успеваемость ещё понижается. Так взрослые сами «крадут» хорошие оценки у своего ребёнка.

Важный момент: тройки и двойки не показатель «глупости» и «лени»-это сигналы о проблемах, с которыми ребёнку хорошо бы справиться. Так что. Увидев в дневнике плохие оценки, не спешите гнобить своего школьника.

Попробуйте отнестись к ситуации по-другому. Для начала признайте сами и объясните детям: ошибки допустимы! Но их надо обязательно исправлять. А для этого ребёнок должен быть не затравленным и забитым, а спокойным и уверенным в том, что сможет решить проблему. Так что «разбор полётов» важно проводить в доброжелательном тоне.


Добавить комментарий