Проблема выбора профессии.

Выбор будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, полон волнений, сомнений, переживаний, как для ребенка, так и для родителей. Задача родителей — грамотно помочь своему ребёнку в этом непростом деле.
Профессиональное самоопределение как основная задача возраста возникает перед учениками в юности: ведущей направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. На данном этапе юноша должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.
Однако большинство учащихся в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не проявляют выраженного интереса к определённому роду деятельности, так как ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вторые, напротив, очень активны и в учебе, и других видах деятельности: у них все получается, они талантливы во всем и тоже не могут определить, что нравится больше.
Готовность к выбору профессии формируется с первых шагов обучения в школе. В начальной школе детей знакомят с миром профессий, набором профессионально важных для конкретной работы качеств. В подростковом возрасте организуется помощь в активном самоизучении, дальнейшем знакомстве с миром профессий, «примерке» конкретной профессии на себя, изучении рынка труда. В старшем подростковом возрасте и юности чаще обсуждаются вопросы о путях получения профессии, ошибках при выборе профессии. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать поддержку и сопричастность с вашей стороны, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.

Проблема выбора профессии. Рекомендации.
Готовность старшеклассников к выбору профессии состоит из следующих компонентов:
— мотивационно-целевой компонент (устойчивый интерес к конкретной профессии),
— эмоционально-волевой компонент (самостоятельность, дисциплинированность, активность и эмоциональная устойчивость в выбранной сфере деятельности),
— когнитивный компонент (определяет наличие знаний о профессиях, специфике профессиональной деятельности),
— деятельностно-практический компонент (характеризуется умелым и грамотным применением знаний при выполнении элементарных профессиональных действий на практике),
— рефлексивно-результативный компонент (твердой личной убежденности в правильности выбора и дальнейшего пути получения профессии).

С целью профилактики ошибок выбора профессии родитель:
1. Формирует у ребёнка потребность постоянно развиваться, осваивать новые виды деятельности. Это связано с изменчивостью современного мира профессий.
2. В мотивах выбора профессий учит отдавать предпочтение учёту своих интересов, способностей. Так как желания, потребности, возможности изменчивы, основой при выборе профессии являются профессионально важные качества человека.
3. Изучая профессиональный путь кумира, развивая у ребёнка рефлексию, учит видеть черты сходства и различия при сравнении себя с другими. Таким образом, ребёнок при выборе профессии учится видеть, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не внешность, образ жизни человека, который занимается данным видом деятельности.
4. При знакомстве с профессией обращает внимание на её плюсы и минусы, исключая таким образом, увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
5. При изучении школьных предметов разъясняет, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
6. Формирует потребность в самоизучении, саморазвитии.
7. Помогает разбираться в огромном море информации о профессиях, современном рынке труда, в изучении своих интересов и склонностей.
Профессии «Человек — человек». К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.
Определить склонность ученика к профессиям «Человек-человек» можно методом наблюдения. Ребёнок, склонный к данному типу профессий, сам может быть не особо общителен. Главное — это направленность на изучение умонастроения, особенностей поведения людей, образа их жизни и форм активности.
Представители этого типа в школьные годы имеют авторитет среди сверстников, являются помощниками учителей и других взрослых, склонны к руководству группой, коллективом (способны придавать некоторую упорядоченность общественным процессам в зависимости от поставленных целей), пробуют себя в обучении и воспитании животных, людей того или иного возраста, лечении, уходе, защите.
Выявить склонности ребёнка можно и с помощью психологических тестов. Будьте внимательны к психологическим тестам: часть из них из серии популярной психологии, т.е. непрофессиональные, цель которых — активизация самопознания, а не выдача готового ответа или наклеивание ярлыка.
Профессиональное мнение учителя очень важно для подростка, стоящего на пороге выбора профессии. Важно обратить его внимание на наличие профессионально важных качеств, без которых эффективность труда в данной сфере будет низкой:
1. Отсутствие стремления к общению, трудности в коммуникации даже со знакомыми людьми – повод задуматься. Если есть время для развития коммуникативных навыков – посоветуйте учащемуся записаться на тренинг общения, в противном случае, обсудите вопрос о смене типа профессии, помогите найти склонности к другим типам профессий. Напомните, что общительность – свойство врождённого темперамента и поддаётся развитию путём значительных усилий и тренировок.
2. Обратите внимание на самочувствие ребёнка после общения: устойчивое, хорошее самочувствие при общении с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции – явный признак склонности к данным профессиям.
3. Развитая речь, умение убеждать, умение владеть мимикой, жестами – профессионально важные качества профессий типа «Человек-человек» (юриста, преподавателя, журналиста). Если навыков ученика недостаточно, посоветуйте ему записаться к логопеду, в школу ораторского мастерства.
Помните, многие коммуникативные способности (понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать и другие) вполне возможно развивать. Главное – желание!
Источник: http://brainmod.ru/tests/manual/klimovs-types/people-technique/
Профессии «Человек — техника». К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.
Определить склонность учащегося к профессиям «Человек-техника» можно методом наблюдения. Мир видится ребёнком и волнует его, прежде всего, со стороны того, насколько наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой.
Учащийся, склонный к данному типу профессий, придумывает технические устройства, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека во многих его функциях (силе, быстроте, точности, ловкости, неутомимости не только физических, но и умственных действий).
Представители этого типа в школьные годы пробуют себя в технических кружках, постоянно или время от времени что-то собирают – разбирают, налаживают, регулируют, ремонтируют, демонтируют, т.е. «прилагают руки», избирательно относятся к школьным предметам физико-математического и естественно-научного цикла, интересуются статьями о развитии науки и техники.
Профессиональное мнение родителя очень важно для подростка, а тем более юноши или девушки, стоящих на пороге выбора профессии. Важно обратить внимание учащихся на наличие профессионально важных качеств, без которых эффективность труда в данной сфере будет низкой:
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• хорошая координация движений;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение умение разбираться в чертежах и схемах;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность;
• склонность к ручному труду.

Следующая статья о профессиях типа «Человек-природа»
Источник: http://brainmod.ru/tests/manual/klimovs-types/people-technique/
Профессии «Человек-природа». К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем.
Определить склонность учащегося к профессиям «Человек-природа» можно методом наблюдения. Мир видится ребёнком с точки зрения условий, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в сознании ребёнка многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях судьбы чьего-либо живого. И соответствующие представления могут быть сколько угодно детализированы.
Представители этого типа в школьные годы всерьёз интересуются вопросами стерильности воды; режимом питания гриба; участками леса, пораженными вредителями; судьбой урожая; признаками увядания растений; запахами, привкусами плодов, свойственных или несвойственных сорту; породными свойствами животных; перспективными направлениями племенной работы; непродуктивными особями; строением (в смысле: устройства) живой системы; редкими биологическими видами и спасением их от уничтожения; рационализированными антропогенно-природными экосистемами; экологической оценкой хозяйственных мероприятий; экологическим прогнозом. Часто школьники участвуют в олимпиадах по географии, биологии.
Важно обратить внимание учащихся на наличие профессионально важных качеств, без которых эффективность труда в данной сфере будет низкой:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление;
• хорошая зрительная память, точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность;
• способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• терпение, настойчивость;
• готовность к работе вне больших коллективов, в трудных погодных условиях.
Источник: http://brainmod.ru/tests/manual/klimovs-types/people-nature/
Профессии «Человек — знаковая система». К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.
Определить склонность учащегося к профессиям «Человек-знак» можно методом наблюдения. Мир видится ребёнком с точки зрения упорядоченности, развитости, изученности, учтённости и подсчитанности разнообразных его составляющих. Дерево — цилиндр, диаметр которого уменьшается с высотой, а переплетения корней — надежный фундамент, обеспечивающий такую устойчивость, что даже не всякий ураган его свалит. Поверхность планет изучается с помощью фотографии. Моря, пустыни — то, где можно сориентироваться с помощью астрономии. Вот типичные представления, отношения к миру, ходы мысли.
Представитель этого типа в школьные годы стремится быть в курсе всех событий современности; одним из первых узнавать о достижениях человеческой мысли; изучает иностранные алфавиты; построение математических и химических формул. Цивилизация, культура, история человечества интересны с точки зрения развития письменности, почтовой и иная информационной. К подростковому возрасту школьник умеет хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах (естественных и искусственных), документах, текстах. Он способен создавать и перерабатывать тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги каких-либо объектов, чертежи, карты, связи.
Важно обратить внимание учащихся на наличие профессионально важных качеств, без которых эффективность труда в данной сфере будет низкой:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошие переключаемость и распределение внимания
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость и терпение.
Источник: http://brainmod.ru/tests/manual/klimovs-types/people-nature/
Профессии «Человек – художественный образ».
К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
Определить склонность учащегося к профессиям «Человек-искусство» можно методом наблюдения. Мир видится ребёнком и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно прeобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Дети выделяют и удерживают в сознании целостности, например, такого рода: художественные стили, гармония цветового решения (картин, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувства подаренной людям красоты, пульс дня, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, фразировка (музыкального материала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр.
Представитель этого типа в школьные годы представляют цивилизацию, культуру, историю человечества как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) — образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; кони Клодта на мосту через Фонтанку; лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Дети с малых лет заметны, посещают учреждения дополнительного образования, где совершенствуют свои навыки, выступают на детских концертах, вечерах.
Профессиональное мнение учителя очень важно для подростка, а тем более юноши или девушки, стоящих на пороге выбора профессии. Важно обратить внимание учащихся на наличие профессионально важных качеств, без которых эффективность труда в данной сфере будет низкой:
• художественные способности, развитые эстетические чувства;
• развитое зрительное восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память;
• наглядно-образное мышление, творческое воображение;
• знание законов эмоционального воздействия на людей;
• нестандартное мышление;
• креативность.
Важно вовремя выявить склонности, развивать их. Профессиональный путь в сфере «Человек – художественный образ» не мыслим без выраженных способностей, так, умение рисовать не делает из человека дизайнера. Необходимы развитые эстетические чувства, креативность, нестандартное мышления.
Источник: http://brainmod.ru/tests/manual/klimovs-types/people-nature/

Добавить комментарий