Ваш ребёнок идёт в первый класс

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л. А.).

Добрый день, уважаемые мамы и папы!
Уже совсем скоро наступит первый для вашего ребёнка учебный год. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
У вас событие — ваш ребёнок впервые переступит порог школы. Как он будет усваивать знания, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идёт уже второй, третий или пятый ребёнок.
Это естественно, поскольку каждый маленький человек неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей — совместно с педагогами так всё организовать, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Что же ждёт вашего ребёнка в школе?
Приход ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни. Произойдёт переход к новому образу жизни, деловой деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Для вашего ребёнка школа станет центром жизненных интересов. И то, как успешно произойдёт этот переход, сможет ли ваш ребёнок успешно преодолеть трудности, ждущие первоклассника, зависит не только от учителей, но и от вас, дорогие родители.

Очень важно, чтобы ребёнок был готов к этим переменам, был готов к обучению в школе.
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребёнка читать и считать. Чтение и счёт — это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения. Безусловно, это хорошо, замечательно и, конечно, облегчит ему учёбу в первом классе, но это не самое важное.
Важнее на данном этапе психологическая готовность ребёнка к школьному обучению, которая определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки:
— умением ориентироваться в окружающем мире;
— развитием психических функций;
— сформированностью мотивации к обучению.
Чем выше уровень психологической готовности ребёнка к школьному обучению, тем он быстрей и без труда адаптируется к новым условиям, что немаловажно для успешного обучения.

Как проверить, готов ли ваш ребёнок к школе?
Личностная готовность — ребёнок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность — наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
— Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
— Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут).
— Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: «слово — картинка» либо «слово — ситуация»).
Причины неуспеваемости ребёнка могут корениться не только в его интеллектуальных нарушениях, но также в его индивидуальных особенностях:
— неумении принять учебную задачу, низкая мотивация к обучению;
— неумении сосредоточиться или организовать свою деятельность.
Поэтому особенно важно определить уровень развития мышления ребёнка, для того чтобы более точно установить причины его неуспеваемости и помочь ребёнку их преодолеть.

Психологическая готовность к школе не возникает на подготовительных курсах и в центрах подготовки детей к школе. Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающей то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам.
Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.
Первоклассник должен уметь: рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка; сравнивать предметы, находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определённым признакам; делать простейшие выводы и обобщения, удерживать в памяти определённое количество информации, уверенно владеть ручкой.
У ребёнка должна возникнуть способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу обучения дети должны ориентироваться на школьные требования (то есть «надо» уже может пересилить «хочу») Зрелость также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.

Не менее важна и социальная зрелость, умение и желание общаться со взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок должен понимать, что со взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит или играет с детьми, то им всё равно не следует выходить за рамки своей роли ученика. У ребёнка должно быть желание учиться в школе. Ваши дети сейчас хотят идти в школу. А почему? При этом предполагается, что ваш сын или дочь хочет идти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра, и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем, хотя в этих мотивах нет ничего плохого.
Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получить новые знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной деятельности.

Физиологическая готовность — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие значимых для школы психологических функций:
1. Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами):
— лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером;
— застёгивание и расстёгивание пуговиц;
— завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков;
— завинчивание и отвинчивание крышек банок, пузырьков;
— рисование, штриховка, пальчиковые и точечные рисунки.
При низком уровне развития мелкой моторики — то есть движений пальцев рук — у ребёнка часто возникают проблемы с письмом, на уроках ручного труда.
При низком уровне развития крупной моторики — то есть движений рук, ног, тела — у ребёнка часто возникают трудности на уроках физкультуры, а также проблемы коммуникативного характера из-за невозможности полноценно участвовать в совместных играх со сверстниками.
2. Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять «выше — ниже», «вперёд — назад», «слева — справа»).
3. Координация в системе «глаз — рука» (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру, — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

Итак, успех ребёнка в школе зависит от:
— психологической готовности ребёнка к школе — это прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные;
— развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания;
— развития речи и фонематического слуха.

Успешный ребёнок — здоровый ребёнок
Основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе являются и данные медицинских осмотров. Дети здоровые, физически выносливые легче перенесут адаптацию, справятся с учебной нагрузкой.
1. Выполняйте рекомендации, данные врачом.
2. Создайте дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей: это в первую очередь соблюдение режима дня.
3. Почаще бывайте на свежем воздухе.
4. Не забывайте о сбалансированном, полноценном питании.
Помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребёнок должен знать:
— имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон);
— имя и отчество родителей, где они работают;
— должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т. д.

Ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: «А почему ты так думаешь?» Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять. Совершенно не обязательно уметь считать до 1000. Гораздо важнее, чтобы ребёнок мог:
1. Ориентироваться в пределах десятка (то есть счет в прямом и обратном порядке, сравнение чисел, соседние числа, решение простых задачек):
— как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
— цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
— знаки +, –, =, >, <;
— название текущего месяца, последовательность дней недели;
— уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
— соотносить цифру и число предметов;
— составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— пользоваться арифметическими знаками действий;
— измерять длину предметов с помощью условной меры;
— составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
— делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
— ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
2. Ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, между, впереди и т. д.)

Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка.
Книги, которые читают детям, не всегда соответствуют их возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т. п.) или с опережением (рассчитанные на младший или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном.
Задавайте ему вопросы:
— О ком или о чём произведение?
— Кто понравился и чем?
— Как бы ты поступил на месте героя?
— Продолжи сказку (рассказ).
— Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?
— Нарисуй свой рисунок.

Сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье игре, она всё меньше и меньше заполняет жизнь ребёнка. На место игры пришёл телевизор. При этом в телевизионной игре не работает ни воображение, ни фантазия ребёнка, а малыш из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. И это приводит к снижению интеллектуального развития и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной активности.

Нужно ли учить ребёнка читать и писать?
Неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение. Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения можно с помощью букваря Н. С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители.

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (от 3,5 до 7 тыс. слов), умения правильно произносить звуки родного языка, способности к простейшему звуковому анализу слов, пониманию грамматических конструкций предложений.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
— строить сложные предложения всех видов;
— составлять рассказы по картинке, серии картинок, небольшие сказки;
— находить слова с определённым звуком;
— определять место звука в слове;
— составлять предложения из 3–4 слов;
— членить простые предложения на слова;
— членить слова на слоги (части);
— различать разные жанры художественной литературы: рассказ, сказку, стихотворение;
— самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
— уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
— иметь представления о сезонных явлениях природы;
— знать свой адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы!
Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить руку, которой будет писать малыш, различными упражнениями:
— раскрашивание;
— вырезание;
— штриховка;
— лепка;
— застёгивание и расстёгивание пуговиц;
— завязывание и развязывание лент;
— перекладывание мелких игрушек;
— закручивание и раскручивание гаек;
— перебирание крупы;
— мозаика.

Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.
До 6–7-летнего возраста ребёнка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться.
А в школе «вдруг» у вполне нормального, с точки зрения родителя, ребёнка начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.

Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?
1. Прежде всего, детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке.
2. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса.
3. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку.
4. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт оттого, что в классе для учителя все дети равны и он один из них.

Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!
Ребёнок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Всё это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации вашего ребёнка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа».
Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

В чём же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
1. Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса.
2. Проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным решениям.
3. У него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
Даже не все семилетки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о шестилетках. У ребёнка, поступающего в школу, должны быть определённый уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.

Ребёнок должен уметь ухаживать за собой:
1. Пользоваться носовым платком.
2. Застёгивать куртку.
3. Завязывать шнурки, шапку.
4. Самостоятельно одеваться.

Если не все из перечисленных навыков освоены ребёнком, надо развивать эти умения.
1. Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
2. Любите и принимайте ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
3. Не ждите от ребёнка немедленного результата, он учится учиться.
4. Делайте всё от вас зависящее, чтобы у ребёнка не было заниженной самооценки.
5. Не подавляйте инициативу ребёнка, его познавательную активность.
6. Период адаптации к школе индивидуален: от 3 недель до 8 месяцев.
7. Детские вопросы выступают показателем развития любознательности ребёнка.
8. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
9. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
10. Если ребёнка хвалить, то он учится оценивать ситуации.
Если вы уверены, что ребёнок лжёт, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину. Признаками лжи могут быть:
— развитое воображение;
— нужда в похвале или проявление любви взрослого;
— попытка скрыть свою вину;
— попытка избежать наказания;
— неуверенность в собственном успехе;
— желание выразить свою враждебность к тому, кто лжёт.

Советский психолог, ученица Льва Выготского Л. И. Божович отмечает: «…беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности: он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков». Для того чтобы ребёнок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы — и успех не заставит себя ждать


Добавить комментарий