Способы преодоления типичных отклонений в поведении школьников

Лживость.
В основе лежит стремление защитить себя от наказания или унижения. Такое поведение сигнализирует о том, что ребёнок не доверяет взрослым, или о том, что к него не было возможности оценить преимущество говорить правду. Вероятно, у ребёнка не выработалось умение справляться с трудностями.
Коррекционная деятельность:
Важно быть твёрдым, справедливым и последовательным. Подавайте хороший пример. Хвалите ребёнка всякий раз, когда он говорит правду. Покажите, как вы справляетесь с тяжёлой для вас правдой (следите за тем, чтобы беседа не носила характер скучных лекций на тему морали – все фразы должны быть краткими и убедительными).

Ругательства
Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для многих детей и подростков своего рода ритуалом посвящения. Сверстники бранятся – надо быть такими как они. Полностью отвратить ребёнка от этого невозможно, но можно отучить его браниться в школе и других присутственных местах. Самое замечательное, что можно сделать – это научить детей переживать огорчения без гнева и ругани.
Коррекционная деятельность:
Не «стреляйте из пушек по воробьям» — не надо ответных угроз и паники. Говорите детям правду: ругань – это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова, а жизнь ждёт действий по решению проблем. Гнев – плохой советчик. Это каждый знает на своём опыте. Выражайте своё понимание того, что в 10-12 лет человеку хочется казаться старше и сильнее (на самом деле – быть как все), дайте ребёнку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни: «Это всего лишь слова для тебя, но если прислушаться к смыслу того, что ты говоришь, то человеку может быть очень трудно простить тебе сказанное. Зачем наживать врагов?». Иногда можно выразить уважение к человеку, который, воздержавшись от ругани и гнева, проявил свою силу и зрелость.

Импульсивность
Кажется, что ребёнок постоянно попадает в беду, т. к. у него отсутствует способность оценивать свои поступки. В поведении ребёнка очень слабая связь между причиной и следствием. Такое поведение говорит о том, что «внешний контроль» был непоследователен или отсутствовал вообще.
Коррекционная деятельность:
Формулируйте правила просто и конкретно. «Внешний контроль» должен продолжаться очень долго, чтобы пробудить «контроль внутренний».будьте терпеливы, но настойчивы. Уровень ваших ожиданий должен соответствовать требованиям, которые вы предъявляете детям.

Склонность к воровству
Большинство детей хотя бы однажды что – нибудь крадут.Ребёнок нуждается, скорее всего, не во владении объектом, а в любви, внимании или обретении особого статуса. Воровство приобретает характер «вещей, найденных» или «подаренных».
Частые кражи среди детей 10-12 лет – предвестник того, что позднее у них могут возникнуть проблемы с законом. Чем дети старше, тем труднее изобличить их в воровстве.
Коррекционная деятельность:
Будьте твёрдыми и последовательными, осознав наличие этой проблемы. Младшим детям легче объяснить, что воровать – не нормально: « Я понимаю – тебе нравится вещь, но она принадлежит другому. Плохо брать чужие вещи. Поставь себя на его место…». Приучая детей быть честными, расскажите им случаи проявления честности из своей жизни.
С детьми более старшего возраста имеет смысл говорить более прямо: «Я не видел, что это ты взял, но как и многие люди, я чувствую это. Пойми – ситуация мне не позволяет оставить этот факт без внимания. Если это воровство – это очень серьёзно, но я могу понять признание и раскаяние. Воровство и трусость – вот что я презираю». Обязательно расскажите о последствиях воровства во «взрослой» жизни и о возможных наказаниях, но не конкретно для этого ребёнка, а о существующих законах вообще. Когда вы убедитесь в том, что правила поняты, стремитесь, чтобы ребёнок отвечал за совершённый поступок. Хвалите ребёнка за другие правильные поступки. Не оставляйте без внимания старания быть честным. Обсудите зависть как стремление жить чужой жизнью. Избегайте ситуаций, провоцирующих желание «взять» чужую вещь. В стенах школы к ребёнку может приклеиться ярлык – это недопустимо. Разговор должен быть прямым, но с гарантией: в случае раскаяния и отсутствия повторений, всё останется между вами.

Тревожность
Нельзя недооценивать, насколько жизнь в своих проявлениях может беспокоить детей, особенно, если тревожность (беспокойство) присуща их родителям. Школьники часто бывают чрезмерно озабочены школьными делами, вопросами смерти и здоровья, социальными отношениями. Более 70% детей в возрасте от 8 до 14 лет время от времени испытывают серьёзные тревоги по поводу того, что им что – то и где – то не удалось. В норме это переживается и проходит. «Застревание» в тревоге – признак нарушений в сфере детско – родительских отношений. Наличие скрытой тревожности можно отследить по бытовым проявлениям: чрезмерному перееданию или жадности, и не только по отношению к еде. Может проявиться нежелание делиться с товарищами всем, что у него есть. Все его вещи – символы привязанности и положительных эмоций, которых дети были лишены или получали недостаточно.
Коррекционная деятельность:
Прозондируйте почву, выясняя причину тревог, и дайте ребёнку возможность поразмышлять над жизненными ситуациями. «Если бы я попросил твоего ровесника назвать три основных момента, которые его беспокоят, то, как ты думаешь, какими были бы ответы?». «Если бы человек, младше тебя на три года, беспокоился по поводу…, то какой совет ты мог бы дать ему?». «Составь список того, что тебя может беспокоить на следующей неделе. Потом мы проверим, как это сбывается. Могу спорить, что большинство твоих беспокойств никогда не подтвердится». Нельзя называть тревоги ребёнка «глупостями» — для него это серьёзно. Сопереживайте: «Многих это беспокоит в твоём возрасте. Со мной бывало такое…». Учите, как можно увидеть ситуацию по другому; «Наше беспокойство, как воздушный шарик: мы его надуваем – оно растёт. Выпусти из него воздух – оно станет маленьким». Важно, чтобы ребёнок почувствовал любовь к себе. Следует с ним чаще говорить на языке чувств : «Я вижу, ты расстроен», «Я рада тебя видеть». Уровень наших ожиданий и действий должен быть минимальным. Важно работать над повышением самооценки ребёнка посредствам поддержки и поощрения.

Употребление ПАВ
Когда дети приближаются к 13-летнему возрасту, сигареты, алкоголь и наркотики становятся им более доступны – дети начинают представлять коммерческий интерес для сбытчиков. Средства, применяемые для вдыхания (клей, растворители…), вообще легко доступны. Около 30% учащихся в возрасте 12-13 лет знают кого – либо, кто получает «удовольствие» от применения таких средств, т.е. рекламирует подобную практику. Эти средства могут вызывать необратимые изменения в центральной нервной системе, и даже внезапную смерть, но они доступны.
Коррекционная деятельность:
Важно постоянно отслеживать формирование «групп риска». К ним принадлежат дети, на которых снижено влияние родителей, кто прогуливает занятия и отличается устойчивой неуспешностью. Кроме того, важно контролировать детей, переживших серьёзные психологические потрясения и физическое насилие, депрессивных, озлобленных, детей с заметно сниженной мотивацией к обучению, скучающих в повседневной жизни. многие ребята знают, что наркотики и раннее употребление спиртного – запретны. Они боятся наказания за свой первый эксперимент и теряют надежду на понимание и прощение со стороны взрослых, а значит отрицают возможность помощи. Тут можно поставить вопрос так: «Я хочу поделиться с вами секретом: когда ребёнок попадается с наркотиками, то родители (учителя) приходят в ярость. Это вызвано тем, что они знают об огромном вреде, который наркотики могут вам нанести. Это случается всегда. Каждый, кто их употребляет, рано или поздно, платит за это своим здоровьем и даже жизнью. Родители впадают в ярость от страха за вас и понимания, что вы можете скрывать от них правду, а потом неожиданно умереть. Отказ от употребления наркотиков – это не слабость. Это проявление зрелой силы и ума. Не надо стесняться быть человеком сильным духом».
Учите детей говорить «НЕТ». Тренируйте уверенность в правильном выборе, уверенность в себе. Репетируйте с ними отказ. Предложите разные формы: «Ни за что! Почему ты хочешь, чтобы я попал в беду?»; «Забудь об этом!»; «Это – не из моей жизни!». напомните детям, чтобы они сразу уходили, прекращали разговор с торговцами алкоголем и наркотиками. Объясните им, что на них просто зарабатывают или хотят разделить с ними свою катящуюся под откос жизнь. Покажите, как их хотят использовать, считая безвольными и глупыми. Расскажите, что общество защищается от таких людей.
Помните, когда мы говорим ребёнку, что можно делать, а что нельзя, мы обязательно должны подготовить его к вариантам практического развития ситуации. Голословность исключает авторитет.