Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях.

В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло. Воспитатели, учителя начальных классов бьют тревогу.
С 80-х годов 20 века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивности) стали выделять как самостоятельное заболевание и внесли в Международную классификацию болезней под названием синдром дефицита (или нарушения) внимания с гиперактивностью СДВГ (СНВГ).
По данным исследований частота данного нарушения среди детей дощкольного и школьного возрастов составляет 0,4 – 9,5 % (в Кировской области до 20 %), при чём у мальчиков встречается чаще.
Причины СДВГ:
Причинами гиперактивности могут быть разные причины, которые можно разделить на биологические, психосоциальные и генетические. В основе гиперактивности лежат функциональная незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания (ММД).
— современные интенсивные формы обучения детей;
— рост психо – эмоциональных перегрузок;
— ухудшение социально – экономического состояния населения;
— усиление внутрисемейной напряжённости;
— распространение асоциальных тенденций в обществе.
Всё это способствует нарастанию нервно – психических отклонений и нарушение поведения у детей и подростков. Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности. Это специфическая особенность психики, обусловленная физиологическими, психосоциальнывми и генетическими факторами.
Особенности СДВГ:
1. Двигательная активность является чрезмерно высокой по сравнению с другими детьми того же возраста;
2. Имеет раннее начало (до 6 лет);
3. Большую длительность (или постоянство во времени);
4. Обнаруживается более, чем в одной ситуации (не только дома, но и в школе, на улице и пр.).
Выделяют 3 варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:
— ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: синдром гиперактивности без дефицита внимания (ребёнок постоянно в движении, но всё слышит);
— ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ: синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще встречается у девочек – они достаточно спокойные, тихие, «витающие в облаках»);
— ИМПУЛЬСИВНОСТЬ: психо – эмоциональная неустойчивость.
Вторичные проявления СДВГ:
— трудности в обучении;
— слабая произвольная регуляция (действий, движений, психических процессов, эмоциональных проявлений).
По степени выраженности симптомов СДВГ классифицируется следующим образом:
— лёгкая форма (симптомы выражены минимально, нарушения в социальной жизни не проявляются);
— средняя форма;
— тяжёлая форма (множественность симптомов яркой выраженности, серьёзные трудности в обучении и социальной жизни).
Гиперактивность обуславливает школьную дезадаптацию – учебную несостоятельность и (или) поведенческие расстройства. Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность: короткий период работоспособности (5 – 15 мин.) сменяется периодом «отдыха» мозга (3 – 7 мин.). в эти моменты своеобразного «отключения» ребёнок не реагирует на замечания, но внешне остаётся столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности. Он как бы накапливает силы, затем снова включается в деятельность. Отсюда невозможность работать в общегрупповом режиме.
Данные о распространении гиперкинетических расстройств варьируются в широких пределах – от 2 до 23% детской популяции. Гиперкинетические расстройства, возникающие в детском возрасте, при отсутствии профилактических мер, нередко приводят не только к школьной дезадаптации – неуспеваемости, второгодничеству, нарушениям поведения, но и к тяжёлым формам социальной дезадаптации, далеко выходящими за пределы детского возраста.
Гиперкинетическое расстройство, как правило, проявляется уже в раннем возрасте. На первом году жизни ребёнок обнаруживает признаки двигательного возбуждения, постоянно вертится, совершает массу лишних движений. Из – за которых его бывает трудно уложить спать, накормить. Формирование двигательных функций у гиперактивного ребёнка происходит быстрее, чем у его сверстников, в то время, как становление речи не отличается от обычных сроков или даже отстаёт от них. Когда гиперактивный ребёнок начинает ходить, он отличается быстротой и чрезмерным количеством движений, безудержностью, не может усидеть на месте, всюду лезет, пытается достать разные предметы, не реагируя на запреты, не чувствует края, опасности. Такой ребёнок очень рано (с 1,5 – 2 лет) прекращает спать днём, а вечером его трудно уложить в постель из – за хаотичного возбуждения, когда он совсем не может играть в свои игрушки, заниматься одним делом, капризничает, балуется, бегает. Засыпание нарушено: даже удерживаемый физически, ребёнок непрерывно двигается, пытается выскользнуть из – под рук матери, вскочить, открыть глаза. При выраженном дневном возбуждении может иметь место глубокий ночной сон с длительно непрекращающимися энурезом.
Впрочем, гиперкинетические расстройства в младенческом и раннем дошкольном возрасте часто расцениваются как обычная живость в рамках нормальной детской психодинамики. Тем временем постепенно нарастают и начинают обращать на себя внимание неусидчивость, отвлекаемость, пресыщаемость с потребностью в частой смене впечатлений, невозможность без настойчивой организации взрослых играть самостоятельно или с детьми. Эти особенности становятся уже очевидными в старшем дошкольном возрасте, когда ребёнка начинают готовить к школе.
Начиная с первого класса гипердинамические расстройства у ребёнка выражаются в двигательной расторможенности , суетливости, невнимательности и отсутствии упорства при выполнении задач. При этом нередко наблюдается повышенный фон настроения с переоценкой собственных возможностей, озорством и бесстрашием, недостаточная настойчивость в деятельности, особенно требующей активного внимания, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одно из них, плохо организованная и слаборегулируемая активность.
Гиперактивные дети часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получать дисциплинарные взыскания из – за нарушения правил поведения. У них, обычно нарушены взаимоотношения со взрослыми в связи с отсутствием осторожности и сдержанности, занижено чувство собственного достоинства. Такие дети нетерпеливы, не умеют ждать, не могут усидеть во время урока, находятся в постоянном нецеленаправленном движении, вскакивают, бегают, прыгают, при необходимости сидеть на месте, постоянно двигают руками и ногами. Они, как правило, болтливы, шумливы, часто благодушны, постоянно улыбаются, смеются. Этим детям необходима постоянная смена деятельности, новые впечатления. Последовательно и целенаправленно заниматься одним делом гиперактивный ребёнок может только после значительной физической нагрузки, при этом такие дети сами говорят, что им «необходимо разрядиться», «сбросить энергию».
Часто гиперкинетические расстройства сопровождаются неврозоподобными симптомами: тиками, энурезом, заиканием, стражами.
Признаки психического инфантилизма при гиперкинетическом синдроме выражаются в игровых интересах, доверчивости, внушаемости, подчиняемости, ласковости, непосредственности, наивности, зависимости от взрослых или более уверенных в себе приятелей. Такие дети предпочитают игровую деятельность, но она не захватывает его длительно, он постоянно меняет своё мнение и направление активности в соответствии с тем, кто возле него находится. Совершая необдуманный поступок, он сразу же в нём раскаивается, но попадая в сходную ситуацию, вновь повторяет подобные шалости, исход которых не умеет предвидеть. В то же время, из – за ласковости, беззлобности, искренних раскаяний в содеянном, такой ребёнок бывает чрезвычайно привлекателен и любим взрослыми. Дети же часто отвергают его, т. к. с ним невозможно продуктивно и последовательно играть из – за его суетливости, шумливости, стремления всё время менять условия игры или переходить от одного вида игры к другому, из – за его непоследовательности, изменчивости, поверхностности.
Гиперактивный ребёнок быстро знакомится с детьми и взрослыми, но так же быстро «изменяет» дружбе в стремлении к новым знакомым и новым впечатлениям. Психическая незрелость у детей с гиперкинетическими расстройствами определяет относительную лёгкость возникновения у них различных отклонений, нарушение процесса формирования личности под воздействием неблагоприятных факторов (микросоциально – психологических, биологических). Наиболее часто встречаются у гиперактивных детей патологические черты характера с преобладанием неустойчивости, когда на первый план выступают отсутствие волевых задержек, зависимость поведения от минутных желаний и впечатлений, повышенная подчиняемость постороннему влиянию, нежелание преодолевать малейшие трудности, отсутствие интереса и навыка к труду. Незрелость эмоционально – волевых свойств личности школьников с неустойчивым вариантом обуславливает их повышенную склонность к имитации форм поведения окружающих, в том числе и отрицательных (уходы из дома, школы, сквернословие, мелкое воровство, употребление алкогольных напитков).
Гиперкинетические расстройства в большинстве случаев редуцируются к 14 – 15 годам. Ждать спонтанного исчезновения гиперактивности, не принимая мер коррекции и профилактики, нельзя ввиду того, что эти расстройства, будучи мягкой, пограничной психической патологией, порождают тяжёлые формы школьной и социальной дезадаптации, накладывающие отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека.
С первых же дней школьного обучения ребёнок оказывается в условиях необходимого выполнения дисциплинарных норм, оценки знаний, проявления собственной инициативы, формирования контакта с коллективом. В связи с чрезмерной двигательной активностью, неусидчивостью, отвлекаемостью, пресыщаемостью, гиперактивный ребёнок не соответствует требованиям школы и в ближайшие месяцы после начала учебного года становится предметом постоянного обсуждения в педагогическом коллективе. Он постоянно получает замечания, записи в дневнике, его ругают, ему угрожают исключением из школы. На все эти акции не могут не реагировать родители, и в семье такой ребёнок становится причиной постоянных ссор, споров, что порождает систему воспитания в виде постоянных взысканий, запретов и наказаний. Педагоги и родители пытаются сдержать его двигательную активность, что само по себе невозможно из – за физиологических особенностей ребёнка. Гиперактивный ребёнок мешает всем: учителям, родителям, старшим и младшим братьям и сёстрам, детям в классе и во дворе. Его успехи при отсутствии специальных методов коррекции никогда не соответствуют его интеллектуальным интеллектуальным природным данным, т. е. он учится значительно хуже своих возможностей. Вместо двигательной разрядки, его заставляют многими часами непродуктивно просиживать за приготовлением уроков.
Отторгаемый семьёй и школой, непонятый, неуспешный ребёнок рано или поздно начинает откровенно манкировать школой. Чаще всего это происходит в 10 – 12 лет., когда ослабевает родительский контроль и ребёнок получает возможность самостоятельно пользоваться транспортом. Улица полна развлечений, соблазнов, новых знакомых, она многообразна. Именно здесь гиперкинетический ребёнок никогда не скучает. Улица удовлетворяет присущую ему страсть к непрерывной смене впечатлений. Здесь никто не ругает, не спрашивает об успеваемости, здесь сверстники и дети постарше находятся в таком же положении отторжения и обиды, здесь ежедневно появляются новые знакомые; здесь впервые ребёнок пробует первую сигарету, первую рюмку, а иногда и пробует в первый раз наркотик. Из – за внушаемости и подчиняемости, отсутствия сиюминутной критики и возможности прогнозировать ближайшее будущее, дети с гиперактивностью становятся членами асоциальной компании, совершают криминальные акты или присутствуют при них. При наслоении патологических черт характера социальная дезадаптация становится особенно глубокой (вплоть до учёта в детской комнате милиции, колонии для несовершеннолетних правонарушителей). Эти дети, почти никогда не являясь инициаторами преступления, часто пополняют криминальные группировки.
Таким образом, хотя гиперкинетический синдром, становясь особенно заметным в младшем дошкольном возрасте, значительно или полностью компенсируется в течение подросткового возраста за счёт снижения двигательной активности и улучшения внимания. При правильной, терпеливой. Постоянной лечебно – профилактической и психолого – педагогической работе с гиперактивным ребёнком можно предотвратить глубокие формы социальной дезадаптации. В зрелом возрасте в большинстве случаев остаются заметными признаки психического инфантилизма, патологические черты характера, поверхностность, отсутствие целеустремлённости, внушаемость.
При определении профилактической тактики по отношению к ребёнку с гиперактивностью прежде всего надо подумать об организации его жизненного пространства, которое должно включать все возможности для реализации его повышенной двигательной активности. Утренние часы должны быть наполнены повышенной физической нагрузкой. Как показывает практика, после одного – двух часов спортивных занятий гиперактивные дети спокойней сидят на уроках, способны к концентрации внимания, лучше усваивают материал. Детям с двигательной расторможенностью для выработки усидчивости полезны и занятия в спортивных секциях, требующие большого физического напряжения, движения и в то же время пластики, внимания, тонких моторных действий; при этом не рекомендуются силовые виды спорта. Чем раньше вводятся занятия спортом, тем выше положительный эффект, который сказывается и на успеваемости в школе. Очень важна при этом воспитательная роль тренера
При сочетании гиперкинетических расстройств с церебрастеническими признаками повышения внутричерепного давления для профилактики учебной декомпенсации необходимы своевременное введение адекватной медикаментозной курсовой терапии при постоянном наблюдении психиатра и невропатолога.
По мнению питерского психотерапевта В. И. Гарбузова, ни одно из нарушений поведения детей дошкольного возраста не вызывает столько нареканий и разочарований как СДВГ. По сути, ребёнок становится заложником своего поведения, своих проблем. Ему не справиться с ними без помощи взрослых.
Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа должна быть с ними кропотливой и комплексной, т. к. только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь таким детям адаптироваться и быть успешными. Необходимо помнить, что быстрого эффекта добиться невозможно и таким, как все, ребёнок с СДВГ не станет.
В качестве основных методов воспитания ребёнка с СДВГ можно предложить поддержку и вознаграждение, т. к. негативным методам воздействия (ругань, одёргивание и т. д.) дети с СДВГ невосприимчивы. Физические наказания и отрицательные стимулы вызывают обратную реакцию и лишь усугубляют проблемы.
Комплексная коррекционная работа с детьми с СДВГ и их окружением должна включать:
— медикаментозное лечение;
— психолого – педагогическое воздействие;
— просветительская работа и помощь родителям.
Рекомендации родителям и педагогам, работающими с детьми с СДВГ.
1. Введите знаковую систему оценивания действий ребёнка. Старайтесь замечать каждый успех ребёнка и обязательно дайте ему понять, что вы видите его успехи (эмоции спокойные, без эйфории. В ситуации, когда вам не нравится поведение ребёнка, неприятия не должно быть, говорите с ним спокойно – строго).
2. Устраивайте минутки активного отдыха во время занятий. Помните, что эти дети способны удерживать внимание очень кратковременно.
3. Гиперактивный ребёнок всегда должен находиться перед глазами.
4. Направляйте энергию ребёнка в нужное русло. На занятиях давайте поручения раздать что – нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
5. На первых этапах избегайте монотонной деятельности. Занятия должны быть интересными и увлекательными с прослеживаемым результатом.
6. В совместной деятельности учите ребёнка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
7. Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности.
8. Не давайте многословных инструкций, после 10 слов ребёнок вас просто не услышит.
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок мог бы проявить свои сильные стороны.
10. Внешне относитесь к ребёнку так же, как к остальным детям.
11. Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.


Добавить комментарий