Синдром дефицита внимания (СДВ) и гиперактивность.

Одним из распространённых видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая полной расторможенности: ребёнок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ёрзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. В виде беспокойства и излишней активности могут проявляться самые разные нарушения психической деятельности. Но психологи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребёнка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим, синдромом. По статистике этот синдром встречается очень часто. В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло. С 80-х годов 20 века состояние чрезмерной двигательной активности стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней. Гиперактивность занимает в психиатрии особое место прежде всего в связи с обусловленной ею школьной дезадаптации – учебной несостоятельностью и (или) поведенческими расстройствами.
Необычное поведение старшеклассников с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Это специфическая особенность психики, обусловленная физиологическими, психологическими и генетическими факторами.
Такой подросток вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться требованиям дисциплины. Беда школьника заключается в том, что он не «не хочет», а не может себя вести соответственно общим правилам поведения из – за специфических нарушений функционирования ЦНС. Учёные связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшими как результат осложнения беременности и родов, соматических заболеваний ребёнка в раннем возрасте или психических травм.
Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т. е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания: гиперактивнный школьник может сосредоточиться на чём – либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение. Такие ученики часто бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: «сначала сделает, а потом подумает». Это приводит к тому, что ребёнок часто попадает в ситуации, опасные для него: например, занимается деятельностью, не задумываясь о её последствиях.
Не следует любого возбудимого школьника относить к категории гиперактивнных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребёнка:
1. ученик не может спокойно сидеть на стуле, ёрзает на нём; трогает всё руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах;
2. легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершённого движения к другому; не сидит (стоит) на месте;
3. не может спокойно ждать своей очереди в различных ситуациях, требующих дисциплины;
4. на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не дослушав их до конца, перебивает;
5. плохой аппетит;
6. не может следить за своими вещами, часто их теряет;
7. пристаёт к окружающим, вмешивается в чужие разговоры, порой агрессивен.
Наличие у ребёнка этих синдромов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза «синдром дефицита внимания» является прерогативой врача, и в преодолении синдрома часто важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо, чтобы такой ребёнок находился под наблюдением специалиста.
Причинами гиперактивности старшеклассников могут быть:
1. современные интенсивные формы обучения;
2. рост психо – эмоциональных перегрузок;
3. ухудшение социально – экономического состояния населения;
4. усиление внутрисемейной напряжённости;
5. распространение асоциальных тенденций в обществе.
Всё это способствует нарастанию нервно – психических отклонений и нарушений поведения у подростков.

Гипердинамические расстройства выражаются в двигательной расторможенности, суетливости, невнимательности и отсутствии упорства при выполнении задач. При этом нередко наблюдается повышенный фон настроения с переоценкой собственных возможностей, озорством и бесстрашием; недостаточная настойчивость в деятельности, особенно требующей активного внимания; тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них; плохо организованная и слаборегулируемая активность.
Кроме дефицита внимания для старшеклассников с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Основной характеристикой их умственной деятельности является цикличность: короткий период работоспособности (5 – 15 мин.) сменяется периодами «отдыха» мозга (3 – 7 мин.). В эти моменты «отключения» ученик не реагирует на замечания , но внешне остаётся столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности. Он как бы накапливает силы, подзаряжается, затем снова включается в деятельность. Отсюда – невозможность работать в общегрупповом режиме.
Нарушения могут продолжаться во время подросткового возраста, импульсивность снижается к окончанию школы, а также и во взрослой жизни. Учёные считают, что от 25 до 50 % гиперактивных детей перерастают этот синдром. Однако, у 6 — 8 % больных симптомы расстройства приводят к задержке психического развития, а в более старшем возрасте способствуют возникновению серьёзных психопатологических расстройств и асоциальных состояний.
Такие подростки часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получать дисциплинарные взыскания из – за нарушения правил поведения. У них обычно нарушены взаимоотношения со взрослыми в связи с отсутствием осторожности и сдержанности, завышено чувство собственного достоинства. Наиболее часто встречаются у гиперактивных подростков патологические черты характера с преобладанием неустойчивости, когда на первый план выступают отсутствие волевых качеств, зависимость поведения от минутных желаний и влечений, повышенная подчиняемость постороннему влиянию, нежелание преодолевать малейшие трудности, отсутствие интереса и навыка к труду. Незрелость эмоционально – волевых свойств личности подростков обуславливает их повышенную склонность к имитации форм поведения окружающих, в т. ч. и отрицательных (уходы из дома, школы, сквернословие, мелкое воровство, употребление алкогольных напитков).
Такие школьники нетерпеливы, не умеют ждать, не могут усидеть во время урока, находятся в постоянном нецеленаправленном движении. Они, как правило, болтливы, шумны, часто благодушны, постоянно улыбаются, смеются. Этим ученикам необходима постоянная смена деятельности, новые впечатления. Последовательно и целенаправленно заниматься одним делом школьник может только после значительной физической нагрузки.
У большинства учащихся с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего, но неспособность сконцентрировать внимание обуславливает учебные неудачи.

Прогноз заболевания зависит от выраженности симптомов, своевременной постановки диагноза и проведения соответствующего лечения. При условии правильного терапевтического воздействия, правильного воспитания в семье и психолого – педагогической коррекции прогноз для таких школьников благоприятен. Однако они нуждаются в постоянном наблюдении вплоть до окончания школы.
Данные клинических исследований показывают, что гиперкинестические расстройства в преобладающем большинстве случаев редуцируются к 14 -15 годам. Гиперактивный синдром значительно (или полностью) компенсируется в течение подросткового периода за счёт снижения двигательной активности и улучшения внимания. В зрелом возрасте в большинстве случаев остаются заметными признаки психического инфантилизма, лёгкие церебрастенические симптомы, патологические черты характера, а также поверхностность, отсутствие целеустремлённости, внушаемость. Страдающих СДВГ в старших классах гораздо меньше, чем в младшем и среднем звене, т.к. такие подростки чаще бросают школу (32 – 40 %). В дальнейшем они редко заканчивают ВУЗы (5 – 10 %), имеют меньше друзей или совсем их не имеют (50 – 70 %), втягиваются в асоциальную деятельность (40 – 50 %), больше курят и злоупотребляют наркотиками. Более того, подростки с СДВГ с гораздо большей вероятностью заражаются венерическими заболеваниями (16 %), девушки беременеют (40 %), чаще превышают скорость и попадают в многочисленные аварии, страдают депрессией (20 — 30 %) и расстройствами личности (18 – 25 %) и ещё сотнями разных способов подвергают свою жизнь опасности или плохо ею распоряжаются.
Опыт показывает, что многие старшеклассники откладывают на неопределённый срок или перекладывают на родителей решение проблем своего жизненного самоопределения, выбора профессии. Взрослым не следует снисходительно относиться к инфантильности старших подростков, т. к. нежелание участвовать в решении проблем своей будущей жизни чревато в дальнейшем многими жизненными трагедиями.
Для преодоления инфантильности у школьников в юношеском возрасте требуется серьёзная помощь со стороны воспитателей в определении их природных задатков и способностей, организации ознакомительной деятельности в области выбираемой профессиональной деятельности, самовоспитания волевых черт характера.
Важно формировать у подростков интерес к общественно полезной деятельности, рационально направлять проявления их активности.

Улучшение состояния ребёнка зависит не только от специально назначенного лечения, но в значительной мере и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражают родителей, вынужденных прибегать к частым, но нерезультативным наказаниям, приводящим к низкой самооценке. Это может быть вызвано и тем, что дети часто страдают от сравнении с братьями и сёстрами, поведение и учёбу которых ставят им в пример.
Гиперактивные подростки требуют постоянного внимания учителей, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другое учебное заведение. Однако эта мера не способствует решению существующих у подростка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт с подростком и помочь ему.
Отторгаемый семьёй и школой, непонятый, неуспешный подросток рано или поздно начинает откровенно игнорировать школу. Это происходит, когда начинает ослабевать родительский контроль. Улица полна развлечений, соблазнов, новых знакомых; улица многообразна. Именно здесь гиперактивный подросток никогда не скучает. Улица удовлетворяет присущую ему страсть к непрерывной смене впечатлений. Здесь никто не ругает, не спрашивает об успеваемости; здесь подростки находятся в таком же положении отторжения и обиды; здесь ежедневно появляются новые знакомые, здесь ребёнок впервые пробует первую сигарету, первый «косячок», первый укол наркотика. Из – за внушаемости и подчиняемости, отсутствия сиюминутной критики ивозможности прогнозировать ближайшее будущее – подростки с гиперактивностью часто становятся членами асоциальной компании, совершают криминальные акты или присутствуют при них. Среди сверстников беспокойные подростки являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся «отверженными», т. к. они не умеют уступать, ладить с другими, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения, могут сломать попавшиеся под руки предметы.

Рекомендации при работе с гиперактивным подростком.

Занимаясь с таким подростком, следует избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой – предъявления повышенных требований в сочетании с излишней пунктуальностью, жёсткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребёнка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения. Ждать спонтанного исчезновения гиперактивности, не принимая мер коррекции и психопрофилактики нельзя, т. к. гиперкинетические расстройства, будучи мягкой, пограничной психической патологией, порождают тяжёлые формы школьной и социальной дезадаптацией, накладывающие отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека.
Неблагоприятное педагогическое воздействие может вызвать у подростков деструктивное, асоциальное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие его формы. Взрослым необходимо почувствовать проблемы подростка, понять, что его поступки не являются умышленными, и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с трудностями.
Необходимым условием построения эффективной коррекции отклоняющегося поведения подростков является установление с ними контакта, основанного на принципах сотрудничества. Восстановление утраченных позитивных связей с социумом начинается с организации сотрудничества с отдельными представителями этого мира – социально и психологически компетентным взрослым (соц. педагогом, педагогом – психологом учебного учреждения).

Коррекционные воздействия на гиперактивного школьника:

1. развитие дефицитных функций в системе синдрома (игры, направленные на тренировку внимания, контроль двигательной активности, импульсивности);
2. физическая реабилитация:
— дыхательные упражнения;
— глазодвигательные упражнения;
— телесные упражнения;
— выработка координации движений, их согласованности;
— развитие мелкой моторики;
— развитие умения произвольно расслаблять скелетную мускулатуру;
3. обучение правилам саморегуляции;
4. развитие коммуникативных навыков;
5. обучение пониманию и передаче эмоциональных состояний.

Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:
— индивидуальная;
— парная;
— подгрупповая;
— групповая.

Комплексная коррекционная работа должна включать:
— медикаментозное лечение;
— психолого – педагогическое воздействие;
— просветительскую работу и помощь родителям.

В неблагоприятных, запущенных социально – педагогических условиях часть детей и подростков имеет предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими людьми. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики с учётом физиологических ресурсов подростка и уровня его интеллектуального развития.

Для занятий с гиперактивными подростками, педагоги и родители могут использовать упражнения и задания, в которых нужны внимательность и самоконтроль. Необходимо стараться придерживаться «позитивной модели» воспитания и обучения.
— хвалите подростка в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи – это поможет укрепить его уверенность в собственных силах;
— обязательно поддерживайте чёткий распорядок дня. Режим формирует опору подростку;
— полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе. Необходима возможность расходования его избыточной энергии;
— помните, что пребывание в общественных местах оказывает на подростка перевозбуждающее воздействие;
— общаться подростку рекомендуется с одним товарищем, а не в шумной компании;
— говорите с подростком спокойно, мягко и доброжелательно; избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»; напрасно не угрожайте наказанием;
— давайте подростку только одно задание на определённый отрезок времени, за который он мог бы его завершить;
— поощряйте подростка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

При организации обучения гиперактивных подростков особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям школьника с учётом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность подростка была успешной, а поставленная цель – достигнутой.
Для подвижных, неусидчивых подростков недопустима вседозволенность: они нуждаются в чётком определении модели допустимого поведения, включающей поощрения за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки. В качестве «наказания» за отсутствие старания и концентрации внимания можно предложить, но с улыбкой и заранее оговорить условия, какую – либо физическую нагрузку, к примеру, 5-10 отжиманий или приседаний. Такие переключения способствуют торможению бета- ритмов мозга – носителей перевозбуждения.


Добавить комментарий