Как научить ребёнка ставить для себя цель?

У подростков часто еще не сформировано умение ставить перед собой цели и планомерно к ним двигаться. Ребенок привыкает к тому, что другие люди — чаще всего это ближайшее окружение, семья — планируют его жизнь и формулируют все его жизненные интересы, И сам проявляет низкую инициативность, послушность, безразличие, отсутствие собственных четко выраженных интересов. Такого под¬ростка важно побуждать к самостоятельности, к поиску себя, выражению собственного мнения. В противном случае зависимость и не¬самостоятельность могут стать устойчивыми чертами его характера и проявляться не лучшим образом уже во взрослой жизни.
Чаще ставьте подростка в ситуацию выбора, когда решение во¬проса будет зависеть только от него. Например, предоставьте ему пра¬во самому решить, где он будет проводить каникулы или как он хочет оформить свою комнату. Выбор, который делает подросток, часто оказывается импульсивным, основанным на сиюминутном желании. Помогите ему прийти к взвешенному, осознанному решению. Пред¬ложите рассмотреть все возможные варианты, выписать плюсы и минусы каждого из них, проанализировать полученный результат и сделать окончательный выбор. Если вы идете на такой шаг, крайне важно быть последовательным: решение, которое принял ребенок, должно быть выполнено.
Начиная с решения повседневных задач, постепенно переходите к постановке более долгосрочных целей. Помогите подростку пере-формулировать его желания, потребности и проблемы в цели. На¬пример, у ребенка низкая успеваемость или ему хотелось бы найти настоящих друзей. Это можно обозначить в виде таких реальных це¬лей: «закончить год без троек», «познакомиться за месяц минимум с пятью новыми ребятами». Цели важно формулировать максимально четко и конкретно.
Выберите все возможные способы достижения поставленной цели и взвесьте преимущества и возможности каждого способа. Например, ваш ребенок хочет научиться играть на гитаре. Сделать это можно несколькими разными путями: пойти на курсы, заниматься с учите¬лем индивидуально, самостоятельно по самоучителю, попросить друга показать несколько аккордов и т.д, И у каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Занятия с профессиональным препода¬вателем более результативны, но и стоят довольно дорого. Занимаясь с другом, не нужно тратить денег, но такие занятия отнимают много времени у друга, и он может не захотеть постоянно помогать вашему ребенку. Найдите способ, наиболее подходящий для подростка и для вас по большинству критериев. После этого нужно последовательно описать те шаги, которые необходимо предпринять для достижения поставленной цели, и двигаться к ней.
Возможно, на первых порах такая кропотливая и даже скучнова¬тая работа может показаться не по душе вашему ребенку, но набери¬тесь терпения, проявите настойчивость: важно, чтобы дело было за¬вершено, результат достигнут. А полученный опыт постепенно войдет в привычку, и подросток сможет самостоятельно планировать свою жизнь.


Добавить комментарий