На что следует опираться, выбирая профессию?

Обычно вопрос о выборе профессии впервые встает перед ребен¬ком и его родителями в 13-14 лет, однако особую актуальность при¬обретает для 16-17-летних подростков. Как бы он ни был серьезен и важен, не стоит хвататься за голову: посмотрите на эту проблему как на всего лишь один из выборов, которые мы совершаем ежедневно, и постарайтесь подойти к ее решению рационально. Подростковый возраст — период мечтаний и планов, фантазий о «светлом будущем», и именно эту тягу ребенка мы можем использовать для того, чтобы помочь ему сделать осознанный и ответственный выбор,
Отталкиваться стоит от планов и представлений ребенка о своем будущем. Каким он его видит? Каким хотел бы быть через 10, 15, 25 лет? Чем заниматься? Чего бы он хотел достичь в материальном и духовном плане, что уметь, какое впечатление производить на окру¬жающих?
Следующим шагом будет анализ возможностей и способностей, которыми обладает ребенок в настоящий момент. Не менее важно взвесить ограничения и угрозы, с которыми он может столкнуться. Помочь провести эту работу глубоко и профессионально может спе¬циалист-психолог. По результатам психологической диагностики, личностного и профессионального тестирования вы получите оцен¬ку черт вашего ребенка: его способности к общению, взаимодействию в коллективе, уровень развития волевых качеств. Полезной будет информация об особенностях развития интеллекта, творческих спо¬собностях и индивидуальных ценностных устремлениях. Психолог сможет рассказать вам и вашему ребенку о тех профессиональных интересах и склонностях, которые сформировались у него в настоя¬щий момент. Консультант сможет также предоставить необходимую информацию о популярности и востребованности интересующих подростка профессий на рынке труда.
Но как бы ни был профессионален специалист, надежны и совре¬менны методы, которые он применяет, огромную роль играет окруже¬ние ребенка, то, в какой среде он живет и учится, с кем проводит вре¬мя, на чье мнение ориентирован. Что знает он о мире профессий, разговаривают ли взрослые с ним или при нем о профессиональных вопросах, рабочих проблемах? Как много рядом людей, от которых он мог бы почерпнуть новую информацию? Первоочередная задача ро¬дителей состоит в том, чтобы обеспечить ребенка необходимой инфор¬мацией, поддержкой и помощью. Сейчас выпускается большое коли¬чество книг и справочников с описаниями разных профессий и учебных заведений, где можно получить ту или иную специальность. Сейчас немало фильмов, где раскрывается содержание конкретных профес¬сий. что позволяет не просто с удовольствием провести время перед телевизором, но и обсудить содержание фильма с ребенком.
В любом случае у каждого ребенка и взрослого свой путь, свои способности и ограничения. Выбор профессии -дело сугубо индивидуальное, и задача родителя — не решить за подростка его судьбу и даже не устроить ее наилучшим выбором, а понять ребенка и помочь ему сделать самостоятельный выбор.
Подводя итоги, можно предложить подростку следующий алго¬ритм принятия одного из важнейших решений в жизни — профессио¬нального выбора,
1. Понять, чего я хочу достичь, добиться, иметь в жизни.
2. Оценить свои возможности, способности и ограничения на дан¬ный момент.
3. Соотнести информацию о себе с возможностями и требовани¬ями интересующих специальностей.
4. Получить необходимую информацию о доступности и востребованности тех специальностей, которые меня интересуют.
5. Проанализировать всю информацию и сделать осознанный и рациональный выбор в пользу определенной специальности.
6. Получить информацию о том, где можно приобрести выбран¬ную специальность.
7. Сделать выбор в пользу конкретного учебного заведения и на¬чать готовиться к поступлению.


Добавить комментарий