Как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности?

Достаточно наивно думать, что если ребенок долгое время выполняет все ваши поручения, то в один прекрасный день он превратится в самостоятельного и ответственного человека. Не бывает так, что он сам научится ставить перед собой цели, для достижения которых необходимо принимать осмысленные решения.
При этом не забывайте о том, что ребенок должен не только самостоятельно искать решение проблемы, но и нести ответственность за все свои действия. То, что он умеет убирать за собой игрушки, застилать кровать или мыть после еды посуду — хорошо, но этого недостаточно. Нужно еще и развивать в детях уверенность, чтобы они не казались сами себе нерешительными и ни на что не способными. Иначе ребенок всегда будет зависеть от родителей. Самостоятельность проявляется в любом поступке от «сегодня я убрался в квартире» до «я разобрал на части свою игрушку и перевел бабушку через дорогу». Главное, чтобы ребенок осознавал, правильно он поступает или нет.

Не нужно надеяться на то, что ребенок будет лучше вас или сможет совершить то, что так хотели, но так и не научились делать вы. Не стоит заставлять его учиться делать сразу все. Ваш сын или дочь – не игрушка, а живой человек. Если вы хотите, чтобы малыш стал ответственным помощником для вас, то стоит запастись терпением и быть готовыми к тому, что придется потратить много сил на это. Нельзя забывать, что на все требуется время. Придется вырабатывать такую линию воспитания, которая будет подходить и вам и малышу.
Почему дети не хотят или не могут стать самостоятельными?
Зачастую родители сами не понимают, что отбивают у ребенка подобное желание. Обычная ситуация: малыш решил написать письмо своей бабушке. Самостоятельно трудился над ним около часа. Заинтересовавшаяся мама попросила дать ей взглянуть на написанный текст. Заметив, что письмо написано не очень аккуратным почерком и с некоторыми ошибками, она начала кричать на ребенка, что он глупый и совсем не старается. Малыш расстроился. Мама решила помочь ему и исправила все ошибки красной ручкой, велела сыну переписать текст на чистый лист. Мальчик стал переписывать, но, ощущая за спиной присутствие матери, ждущей от него отличный результат, ребенок начал нервничать. В результате переписанное письмо оказалось намного хуже первого. Мать снова велела сыну переписать. В конце концов, ребенок расплакался, выбросил ручку и отказался писать вообще.
Почему же так произошло? Все просто! Вместо того чтобы похвалить малыша за проявленную инициативу, мать начала ругать ребенка за его ошибки, забыв о том, что ребенок САМ захотел что-то сделать. Если бы она сказала ему: «Какой ты молодец, написал письмо бабушке. Но тут у тебя несколько ошибок. Давай, вместе их исправим?», то все бы обошлось и малыш в дальнейшем, с удовольствием сам проявлял бы инициативу. А так получается, что старайся – не старайся, все равно все будет не так. Логично, что в голове малыша появится вопрос: «Зачем, вообще что-то начинать?».

Еще одной распространенной причиной того, что дети не становятся самостоятельными, является элементарное непонимание того, что им нужно таковыми становится. И действительно, откуда же они об этом узнают, если родители все делают и решают за них. Они говорят своему сыну или дочери: «подрастешь-научишься!». Получается, что старшие сначала блокируют проявление самостоятельности, а потом обижаются на то, что ребенок не убирает за собой. А он, просто-напросто, не догадался, не знал, что это следует сделать. И опять же, в результате получается: «не знал – не сделал – поругали». Таким образом, взрослые изначально отбили у ребенка желание в дальнейшем вообще что-либо делать.
Какие же действия стоит предпринять, чтобы научить ребенка самостоятельности и ответственности?
Для начала необходимо научиться предоставлять ребенку право выбора. Пусть он сам решает, как ему стоит поступить в той или иной ситуации. Учите его анализировать последствия. «Что может получиться в результате, если ты поступишь так, а если выберешь иной вариант?». К примеру, подросток хочет разобрать шкаф со своей одеждой. Уточните, сможет ли он сделать это до конца без посторонней помощи или вынет вещи и оставит их разбросанными по полу? Поясните, что вы сегодня заняты, и помогать ему не сможете, но так как это его шкаф, то прибраться там можно в любой момент. Единственное условие: если все-таки начнет выполнять свою задачу, то придется довести дело до конца. Готов ли он к этому?
Планируйте заранее дела, которые необходимо сделать. Например, на следующий урок нужно выучить новые слова по английскому языку. Не надо заставлять малыша бросать все дела и срочно приниматься за изучение новых слов. Просто спросите у ребенка, когда он хочет заняться выполнением задания по иностранному языку. Таким образом, в голове малыша формируется образ того, что он принимает решение. В дальнейшем он сам научится распределять свое время без посторонней помощи.
Но не забывайте и о режиме дня. Приурочьте какие-либо обязательные дела и занятия к определенному времени. Если такого режима нет, то родителям придется постоянно следить за тем, чтобы ребенок справлялся со всеми своими заданиями и обязательствами, точнее, чтобы он успевал их выполнить. А это будет только вредить динамике развития самостоятельности.
Поощряйте своего сына или дочь к самостоятельности. Не забывайте лишний раз похвалить. Говорите ему о том, что гордитесь им за совершенные поступки, что очень рады тому, что он, пока мама была на работе, сделал все уроки сам, протер пол или пыль и навестил больную бабушку. Развитием самостоятельности и ответственности служат и сюжетно-ролевые игры, а также игры с правилами. В них можно представлять себя кем угодно, принимать какие угодно решения, но не забывать, что они тоже ведут к каким-то последствиям. Чем чаще ребенок играет в такие игры, тем быстрее он примерит на себя роль самостоятельного человека в жизни.
И запомните несколько важных правил!
Не давите на своего ребенка. Не говорите ему: «Вот я в твои годы!» или «Да если бы я так сделал, то уже бы получил!». Вы – это вы. Он – это он. Он – ребенок. Ему нужно совершать свои ошибки, чтобы научиться понимать жизнь и быть ответственным. И нет ничего страшного в том, что иногда ошибки повторяются. Дети должны переживать последствия неверных решений. Ничего ужасного в этом нет. Рано или поздно, ребенок все поймет и будет правильно применять полученные знания на практике.
Учите его гордиться своими поступками. Пусть чувствует себя важным. Это только подтолкнет его в следующий раз к еще большему количеству принятых самостоятельно решений.

Самостоятелен ребенок тот, кто способен сам ставить свои цели и сам их достигать, способный решать свои проблемы за свой счет: понятно, в соответствии со своим возрастом. В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам сделать себе завтрак и постирать свои вещи, в 8 лет самостоятельно может качественно делать свои уроки.
Первое и самое простое в воспитании самостоятельности — это не воспитывать несамостоятельность. Да, к сожалению, многие родители, и чаще мамы, делают это весьма настойчиво. Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несамостоятельного поведения.
«Не ходи! Не бегай! Да кто тебя спрашивает, бестолочь! Тебе ничего нельзя доверить» — ну и что ждать после такого?
Если мама всего боится, ее ребенок самостоятельным не вырастет. И что делать? Признать, что мужское воспитание более продуктивно, перестать ему препятствовать и, напротив, поддерживать воспитательную активность мужа.

Рассказ участницы летних тренингов в Синтоне. Рядом с нами в палатке живет мальчик Данила, ему 6 лет, всегда живой, энергичный и самостоятельный. Я его спрашиваю: «- Слушай, Данила, а ты можешь дров нарубить? — Конечно, могу. — А сестру Настю накормить? — Я и так ее кормлю. — А палатку поставить? — И палатку поставить могу, мне папа уже доверял. — Данила, почему же ты все можешь? — Ну, я же мужчина!
Данила уверен в себе и самодостаточен. Спрашиваю маму, как она этого добилась? Она говорит: «Я отношусь уже не к проблемным родителям, но еще и не к продвинутым. Данилу воспитывает в первую очередь мой муж, за что ему большое уважение с моей стороны. Моя задача – не саботировать, просто идти за ним, не мешать». А что такого делает с ребенком муж? «Он делает две вещи, которые трудно делать мне: он не боится давать ребенку большую свободу и одновремено учит его беспрекословному послушанию. Я боюсь разрешать Даниле играть большим острым ножом или рубить дрова для костра, а Костя ему разрешает. С другой стороны, Данила меня слушает не всегда, а команды Кости он выполняет сразу, и это меня успокаивает».

«Учить плавать, бросая ребенка в воду» — тактика ошибочная. Этапы становление навыка самостоятельности: 1. Ребенок участвует в деле, которое делают старшие, помогая им и под полным контролем старших. 2. Ребенок делает новое дело совместно с родителями. 3. Ребенок делает дело, родители ему помогают. 4. Ребенок делает все самостоятельно!
Важнейший вопрос — разделение ответственности: в каких ситуациях родители должны помогать ребенку, а в каких — ставить его перед фактом необходимости самому решать свои проблемы?
Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.
Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:
1. Приучить детей к послушанию. Это звучит парадоксально, но это именно так: надежнее всего вы вырастите своего ребенка самостоятельным, если вначале приучите его вас слушаться. См.→
2. Увлекать самостоятельностью. Если перед глазами ребенка будут красивые и яркие примеры самостоятельных, успешных детей, ребенок захочет быть на них похожим.
3. Создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам. Отдайте ребенку на откуп какие-то области, в которых он может осваивать незнакомые непривычные для него действия. Как будем эти области намечать, например, для ребенка пяти лет? Записываете, что ваш ребенок должен уметь делать самостоятельно и хорошо в шесть лет. Например, накрывать на стол, содержать в порядке игрушки и так далее… Тем самым вы создаете ему возможность самостоятельно это делать изо дня в день и оттачивать умение до состояния, когда эту область новых для него действий ребенок сможет контролировать полностью сам.
4. Создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,
5. Создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Детей нужно просто приучать ко взрослой жизни, ответственности и самостоятельности, включая во взрослую жизнь, дела и заботы. В Африке дети пасут скот с 3 лет, как только научаются хорошо ходить. В деревне дети имеют взрослые обязанности лет с 5-7. «Какой тебе годик? — Седьмой миновал…» (Некрасов, Мужичок с ноготок).
Основные меры коррекции — лишение психологического инфантила привычных для него уютных удобств, помещение его в ситуацию реальных трудностей, выставление к нему все нарастающих требований. Прекратить (или последовательно уменьшать) денежное содержание, потребовать (обязать) учиться и работать, обслуживать себя (сходить в магазин, приготовить себе еду, прибирать за собой вещи). Заботиться о близких и родных. — Все это вещи предельно простые, житейские, но именно из этого и состоит взрослая жизнь и именно выполнение этих дел начинает превращать инфантила во взрослого человека.
Как помочь ребенку стать самостоятельным
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? См. →
Свободное воспитание и воспитание самостоятельности
Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?
Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности
Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. См.→
Освоение дома: план дел самостоятельному мужчине
Письмо молодому человеку, решившему начать учиться самостоятельной жизни: «Я шлю тебе план того, что тебе, по моему мнению, нужно выполнять каждый день. Ты можешь скорректировать его с учетом других своих обстоятельств. После этого твоя задача – каждый день выполнять все пункты. И каждый день в письменном виде подводить итоги: что сделал, что не сделал…»


Добавить комментарий