Этапы становления первоклассника. Формирование и развитие внимания в период адаптации.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни. В этот период жизни меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Появляется острое желание быть успешным в учебе. Для первоклассника это означает то же, что быть хорошим и любимым. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лави¬ной обрушиваются на первокласс¬ника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными же¬ланиями и побуждениями ребен¬ка. К этим нормам нужно адапти¬роваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успеш¬но справляются с этой задачей. Тем не менее, начало школьно¬го обучения является для каждо¬го ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испыты¬вают тревогу, растерянность, на¬пряжение. У первоклассников в самые первые дни посещения школы снижается сопротивля¬емость организма, могут нару¬шаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хрони¬ческие заболевания. Дети, каза¬лось бы, без повода капризнича¬ют, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, У других — одну четверть, у тре¬тьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особен¬ностей самого ребенка, от име¬ющихся у него предпосылок овла¬дения учебной деятельностью. Первый год обучения опреде¬ляет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руковод¬ством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Несколько лет тому назад в одном из социологических исследований тысячам первоклассникам школ был задан вопрос: «Если бы у тебя был выбор – быть умным, атлетически развитым, быть богатым или красивым, что бы ты выбрал?» 48% детей ответили: «Я хочу быть умным!» – и оценили успех в школе выше всех других возможностей и способностей. К сожалению, хотя дети на пороге 1-го класса верят в свой успех и стремятся «стать умными», у многих из них возникают серьезные проблемы с учебой. Не секрет, что очень часто способные и даже талантливые ученики учатся средне, ниже среднего и судят о себе как о недостаточно умных.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной де-ятельности требуют от ребенка ка¬чественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высо¬кой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассника в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, об¬ладают низкой работоспособнос¬тью и быстро утомляются, воз¬будимы, эмоциональны, впечат¬лительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами. Произвольная память, опирающаяся на примене¬ние специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработ¬ки материала, для первоклассни¬ков пока еще не характерна в силу слабости развития самих мысли¬тельных операций. Мышление первоклассников пре¬имущественно наглядно-образное. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине не¬достаточно сформированного внут¬реннего плана действий.
Поведение первоклассников в силу указанных выше возрастных
ограничений в развитии произволь¬ности, регуляции действий также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
В этом учебном году ко мне пришли первоклассники. Особое внимание в своей работе я обращаю на развитие внимания.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. Отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) ученик еще умеет плохо. Первоклассники хорошо фиксируют яркие, эмоционально насыщенные сведения и события их жизни. Ребенка-первоклассника несложно научить чему-то новому, а вот собрать его внимание, удержать в покое в течение урока оказывается весьма сложным делом. У ребенка недостаточно развиты произвольные формы поведения, он не умеет управлять своим вниманием, деятельностью. А учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, внимательно слушать, запоминать то, что ему говорят.
А ведь внимание – это особое свойство человеческой психики. Это сосредоточенность сознания на каком-то объекте, это сосредоточенность и углубленность в деятельность. Внимание необходимо человеку в обыденной жизни. Но чем труднее задача, тем напряженнее внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является внимание. Находясь под постоянным наплывом все новых и новых ощущений, мы замечаем лишь самую малую их часть.
Высокий уровень внимания – это не так просто. Для правильной и полной оценки развития внимания необходимо провести психологические тесты, которые оценят и объем, и концентрацию, и устойчивость внимания. Но внимание проявляется в мимике, позе человека. Внимательного ученика легко отличить от невнимательного. Учитель всегда знает, есть ли в его классе проблема у детей со вниманием, поэтому он может организовать работу по развитию его на любом уроке.
Современная литература предлагает большой выбор упражнений и игр, направленных на развитие внимания у детей любого возраста. Внимание можно и нужно развивать. Работа должна быть организована по двум направлениям:
• во-первых, специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания;
• во-вторых, упражнения, которые тренируют волевые свойства личности, что ведет к становлению произвольности процессов.
Несколько упражнений и игр, используемые в моей работе:
1. «Корректурная проба», упражнение для развития объема внимания;
2. «Найди отличия», упражнение для развития распределения внимания, умения сравнивать и контролировать;
3. «Красно – черная таблица», упражнение для развития переключения внимания;
4. «Перепутанные линии», упражнение для развития устойчивости внимания;
5. «Сосчитай», упражнение для развития устойчивости внимания;
6. «Лабиринт», упражнение для развития распределения внимания;
7. « Спишите», упражнение для развития концентрации внимания;
8. «Графический диктант», упражнение для развития концентрации внимания.
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники» Если ребенок переспрашивает, ответить — пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Даже на физминутках можно использовать игры на развитие внимания:
• игра «Светофор»
• игра « Пол, нос, потолок»
• игра «Плыла по морю рыбка» и т. д.
Внимание младших школьников имеет различные недостатки, каждый ребенок имеет свою форму проявления этих недостатков. Но для успешной учебной деятельности необходимо наличие высокого уровня развития психических процессов. Используя в своей работе упражнения на развитие этих процессов, учитель вызовет у детей интерес, положительную мотивацию к учебе. Упражнения помогают сменить вид деятельности на уроках, отдохнуть, но главное они способствуют становлению произвольного внимания у учеников. Дети лучше справляются с заданиями, меньше становится отвлечений, развиваются навыки самоконтроля.


Добавить комментарий