Начало учебного года – как пережить и о чем не забыть родителям

Начало учебного года – непростой период для ребенка. Кончается беззаботная жизнь, продолжавшаяся три месяца, когда целый день можешь делать что хочешь, когда можно ложиться поздно вечером, а утром – высыпаться. И вдруг резко – ранние подъемы, строгий распорядок дня, выполнение домашних заданий… Как справиться ребенку и родителям?
Сила стресса потери близкого – 100%, а стресса 1 сентября 1 класса – 70%.
Принято считать, что помощь в адаптации требуется лишь первоклассникам. Так ли это? Какая поддержка нужна десятикласснику, пятикласснику?
– Можно ли как-то сгладить «переходный период», заранее как-то настроить ребенка, чтобы он не уставал?
– Усталость от такой резкой смены образа жизни и большой нагрузки у ребенка будет в любом случае. Мне не кажется, что этот вопрос вообще можно решить каким-то разговором с ребенком или какой-то предварительной подготовкой.
Адаптация после отдыха бывает у всех: и у детей, и у нас, взрослых, когда мы из отпуска возвращаемся.
Если в школе у ребенка все нормально, то он, с одной стороны, жалеет, что каникулы кончились, с другой стороны, рад, что увидит своих одноклассников, начнет учиться. Если он совсем-совсем не рад и только тяжело вздыхает, то, может быть, имеет смысл подумать: «Что происходит в школе у ребенка?» И как-то разобраться.
В целом же если есть какая-то возможность, ближе к концу летних каникул стоит чуть-чуть начать сдвигать распорядок дня. Обычно это, правда, особенно не удается. То есть люди пытаются, но все равно понимают, что первые несколько дней учебы ребенок будет не высыпаться, перестраиваться с ритма отдыха на ритм учебы.
Многие дети заболевают на второй, на третьей неделе учебного года: таким образом они сбрасывают стресс, вызванный изменениями распорядка жизни. В этом, как правило, нет ничего страшного. Дети приспосабливаются к новому ритму.
Первая неделя (и даже недели) будут непростыми, и чем младше ребенок, тем больше ему может понадобиться особого внимания, особой родительской поддержки, отдыха. Так что нужно больше разгружать ребенка, не требовать от него сразу же идеальной собранности и успешности.
Обычно родители берут отпуск, чтобы проводить время с первоклашками, но и детям постарше очень поможет адаптироваться к новому учебному году, если родители найдут возможность быть рядом с ними. Важно, чтобы хотя бы первую неделю ребенок не был чересчур нагружен, не оставался в продленке.
Многие дети, даже те, которые давно не спят днем, возвращаются к дневному сну в первые школьные недели. Хорошо, если у ребенка будет возможность отдохнуть днем.
Первый раз в пятый класс
– А что касается учеников средней школы – здесь есть свои нюансы? Особенно если говорить о пятиклассниках – ведь детям, привыкшим к одной учительнице, придется приспосабливаться к разнообразию предметов, учителей.
– Пятиклашки испытывают особый стресс. Они очень часто в первые недели, даже месяцы учебы не справляются, и не со школьной программой, а с логистикой. То есть раньше было понятно: обычно уроки задают сегодня на завтра, причем это три-четыре совершенно понятных предмета. А тут начинается много предметов, уроки могут задавать на через неделю, и непонятно когда их делать. Легко забыть что-то, что просили принести. Разные учителя, разные требования, разные тетрадки…
Обычно к пятому классу родители особо не контролируют детей в том, как они подготовились к школе, ничего ли не забыли, не следят за выполнением домашнего задания: они вроде бы стали самостоятельными.
Теперь пятиклашкам, как когда-то первоклашкам, снова нужна родительская помощь. И именно – в логистике. В первые недели, месяцы родителям стоит помогать ребенку «разруливать» ситуацию. Не столько делать с ним уроки, сколько помочь справиться с новым расписанием, с планированием. Чтобы не получилось, что какой-то день он вдруг сидит до 11 вечера, пытаясь выполнить все заданное.
Немаловажно говорить с ребенком, расспрашивать: «Как тебе эта учительница? Что думаешь о той? Как больше понравилось, как меньше?» То есть помогать проговаривать впечатления, осознавать объемы большой информации и упаковывать все это в слова.
Если родитель берет отпуск, чтобы посидеть с ребенком, не нужно использовать его для того, чтобы выносить ребенку мозг требованием безукоризненного выполнения уроков: «Раз уж я сижу с тобой, то давай как следует позанимаемся!» Родитель не для этого, он для того, чтобы быть рядом, чтобы подольше погулять или сходить в бассейн, например. И чтобы помочь справиться со сложной ситуацией.
Старшеклассники и юмор
– Старшеклассникам нужна поддержка родителей в начале учебного года?
– В старших классах начинается истерика по поводу ЕГЭ. Школа мастерски загоняет и себя, и детей, и родителей по этому поводу в состояние паники. Тут надо ребенка психологически разгружать от этого, где-то разрядить нервную обстановку, где-то напрямую попросить учителя, если классный руководитель по этой части очень увлекается, не нагнетать и не вводить детей в невроз. Обычно детям такого возраста помогает юмор. Иногда просто нужно следить, чтобы он спать вовремя ложился, не забывал поесть.
Еще самим родителям нужно дать себе установку: начало учебного года – совсем не кошмар, ничего страшного в этой ситуации нет. Иначе дети начнут воспринимать все так же.
Если дополнительные занятия, кружки начинаются в первую же неделю, то нужно смотреть на собственного ребенка. Дети разные. Есть такие, которые с удовольствием бегают по занятиям с утра до вчера и чувствуют себя отлично. А есть астеничные ребята, которым такой график сразу дается тяжело, значит, темп нужно наращивать постепенно.
Чтобы переход от отдыха к учебе был легче, для некоторых детей поддерживающим ресурсом может быть, например, красивый пенал, красивые тетрадки или еще что-то новое, яркое. Или, например, поход всей семьей в кафе 1 сентября, чтобы поесть мороженого, или самые любимые завтраки всю первую неделю. А для других детей, для интровертов, самое лучшее будет, если видно, что он устает, просто взять небольшую паузу.
В общем, главное – быть внимательным к ребенку, быть рядом с ним, а остальное все приложится.
Как поддержать ребенка в начале учебного года?
В начале учебного года большинство детей либо нервничают и переживают, что не справятся с новыми предметами, либо никак не могут войти в учебный ритм, ленятся и отлынивают от занятий. Как помочь ребенку преодолеть страхи и пробудить в нем интерес и желание учиться?
• Расскажите о том, как это было у вас.
«А знаешь, как я переживала? И потом каждый раз выяснялось, что зря, потому что ничего страшного не происходило» или «Даже наш папа, когда учился в школе, перед некоторыми уроками волновался». Ребенок должен понимать, что он не один, что чувства, которые он испытывает, знакомы его родителям, они знают, что это такое, и поддерживают его. А главное – вот родители тоже нервничали и боялись, но их опыт доказывает, что волноваться и бояться – это нормально и естественно, но на самом деле ничего страшного обычно не случается.
• Объясните, что вы любите ребенка в любом случае.
Даже если им недоволен учитель, даже если у него неуспеваемость по нескольким предметам сразу, очень важно, чтобы ребенок ощущал надежный тыл — любовь родителей вне зависимости от его успехов или неуспехов в учебе. Это, конечно, не должно означать, что ребенок может ничего не делать и не прикладывать никаких усилий.
• Найдите плюсы и расскажите о них ребенку.
Какие уж тут плюсы, если каникулы закончились?! Да, в учебный год включиться не так уж просто не только школьникам, но и родителям (если они контролируют учебный процесс). Говорите ребенку о том, что учебный год – это не только уроки, контрольные и домашние задания, делайте упор на общение с одноклассниками, говорите с вдохновением о том, сколько всего нового ребенка ждет в этом году, как это увлекательно (но если не сможете говорить об этом искренне, лучше не говорить совсем).
• Создайте правильный настрой.
Для этого нужно направить усилия ребенка не на оценки, а на то новое и интересное, что он узнает в процессе обучения, на развитие самостоятельности и других полезных навыков. Не столько важен результат, сколько сам процесс! Совсем маленькие дети бессознательно понимают это – они наслаждаются игрой, не переживая из-за выигрыша или проигрыша, им просто нравится играть. Нередко школьники, к сожалению, утрачивают это. Взрослые слишком давят и иногда запугивают («ты хочешь быть хуже всех?!», «не будешь хорошо учиться – станешь дворником», «получишь «двойку» — не буду с тобой разговаривать» и т. п.). Получается, что учебный процесс сам по себе не имеет ценности, ценностью наделяется только оценка. Еще больше усложняет дело тот факт, что оценка сама по себе – вещь довольно условная. Нередко преподаватель может придирками снизить результат знающего ученика до «тройки» или дотянуть до «четверки» того, кто материал почти совсем не знает. Поэтому настраивать ребенка на получение только высоких оценок смысла не имеет и может повредить в будущем.
• Поощряйте за самостоятельность!
Важно понимать, что правильный настрой необходим не только школьнику, но и его родителям. Нередко мамы, совершенно забыв о том, кто, собственно, ходит в школу и для чего, начинают сами выполнять задания вместо детей. Выходит, что высокую оценку получает мамин труд, а ребенок привыкает к тому, что его обучение, по сути, нужно не ему, а маме, мотивация, разумеется, пропадает.
Стимулируйте интерес ученика все делать самому – пусть криво и неумело, пусть с ошибками, зато это он сам! Хвалить надо не только и не столько за «пятерки», а за самостоятельность! После поощрения за самостоятельность воодушевленный ученик начнет прикладывать усилия и выполнять задания с вдохновением, а не из-под палки. Когда появится удовольствие от процесса, результаты начнут улучшаться как будто сами собой.


Добавить комментарий