Советы для родителей. Работа с родителями по профориентации.

• Беседовать с ребенком о профессиях лучше с самого детства.
• Неплохо и пару раз привести его к себе на работу.
• Специалисты по психлогии труда советуют первую профориентацию проводить лет в 12-ть, когда еще много времени до окончания школы и нет экзаменационного стресса.
• Помните, что профориентационный тест — лишь первое приближение к цели, и родителям не стоит отдавать все решения на откуп психологам (хотя посоветовать они могут многое), дальше придется действовать самим…
Дальнейшие шаги родителей
1 ШАГ — вместе с ребенком выберите институты, в которой учат желанной профессии, сходите не дни открытых дверей. Поговорите с преподавателями и студентами, найдите среди знакомых тех, кто давно и успешно занимается этой профессией, помогите подростку пообщаться с ними, побывать у них на работе.
2 ШАГ — предложите подростку побыть стажером, насколько это возможно. Не все эти пробы окажутся такими, как в мечтах, но сам опыт станет важной проверкой, после которого подросток вполне может склониться к другому решению.
3 ШАГ — совместно избавтесь от иллюзий — в любой работе есть не только вдохновение, открытия и радость, но и рутина, с которой подростку тоже необходимо познакомиться. Чем раньше трезво взглянуть на профессию, тем лучше.
4 ШАГ — расскажите ребенку, что он имеет право на ошибку. Сейчас в обществе нет установки, что работа выбирается раз и навсегда. Полезно рассказать, что профессию можно поменять, что почти всегда есть возможность заняться чем-то другим. Это может придать уверенности тем подросткам, которым нравится сразу много занятий, и они опасаются, что, выбрав что-то одно, они упустят какие-то другие варианты.
Материал взят из журнала «Город» №2(65)/2012 (спецвыпуск журнала «Круг жизни»)
Для того чтобы ребенок профессию выбрал правильно:
• Обсуждайте с ребенком разные профессии, вдохновляйте его на размышления относительно его устремлений, задавая вопросы получайте обратную связь, старайтесь чтобы ребенок определил для себя те профессии, которые, по его мнению интересны для него.
• Помогите ребенку осознать его ответственность за выбор профессии. Чем раньше придет понимание того что ребенок будет отвечать сам за свои действия тем более самостоятельной будет траектория его развития.
• Человек сам определяет для себя направления развития и, чувствуя, что идет по другому пути вряд ли достигнет успеха. Учитывайте право выбора ребенка, ни в коем случае не навязывайте свою точку зрения.
• Оказывайте содействие ребенку посредством советов как вы выбирали профессию. Ориентируясь на личный опыт родителей ребенку проще принимать решение.
• Взвесьте все за и против различных подходов к профессиональному выбору. Что важнее материальное вознаграждение или моральное удовлетворение? Оба вопроса имеют значение и важно правильно определить их баланс.
• Помогите ребенку с конкретизацией его пожеланий относительно профессии. Главное определить приоритет в том, что ребенок считает важным для себя в профессиональном плане.
• Совместно с ребенком изучите требования, предъявляемые к заинтересовавшим его профессиям. Это поможет ему понять в каком направлении надо развиваться чтобы стать профессионалом.
• По возможности посещайте различные мероприятия, посвященные выбранным профессиям, это могут быть как профессиональные праздники, дни открытых дверей в вузах, так и ознакомление с практикой путем общения с уже состоявшимися профессионалами в избранных областях. Это расширит кругозор ребенка и позволит ему еще раз сопоставить, чем он хочет заниматься с тем, что на самом деле представляет та или иная профессия.
• Поддерживайте ребенка в его выборе. Любой человек склонен сомневаться в правильности принимаемых им решений, тем более ребенок. Будьте терпеливы и предложите ему на выбор несколько точек зрения.
• В случае затруднений с выбором профессии или конфликтом предпочтительно привлечь специалиста-консультанта в области профориентации. Используя специальные методики, он поможет ребенку осознать его стремления и увязать их с качествами, необходимыми для заинтересовавших его профессий.
• Важно помнить что дети ориентируются на родителей в своей жизни. Постарайтесь быть примером ответственного отношения к своей работе, показывайте что выбранная вами профессия нравиться. В случае негативного отношения с вашей стороны к работе старайтесь не показывать его ребенку, тем более допускать конфликтов на почве ваших профессиональных затруднений.
• Посещение профильных секций, классов допрофессиональной подготовки, кружков и т.д. позволит ребенку понять насколько привлекательна ему избранная профессия в реальности.
• Уже окончательно поняв сферу приложения способностей ребенка в профессиональной деятельности оставайтесь для него надежными союзниками, к которым он может обратиться за помощью.
Информация с сайта Профкабинета «Твой выбор» ЦО Вертикаль № 1748
Анкета для родителей. «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»
Инструкция:
Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте «да»; если не соответствует, то «нет».
1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь),
7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступоки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ: «да» — 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;
«нет» — 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.
Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:
12-16 — можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете
проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;
8-11 — Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;
4-7 — этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
0-3 — у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.