Родителям о профориентации

 Как правило, вопрос выбора будущего дела жизни встает перед школьниками по окончании 9-го класса. Психологи рекомендуют родителям задуматься над профориентацией ребенка уже в 7–8-м классе. В идеале считается, что каждый ученик имеет предрасположенность к определенной деятельности. Но практика показывает, что на пороге выпуска (11-й класс) большинство полученных в школе знаний оказываются неактуальными – и возникает необходимость оценить свои внутренние наклонности и ресурсы.
Основная задача психолога – оказать психологическую помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении.
Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.
Задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому.
Чтобы стать хорошим специалистом, выбирая профессию, нужно учитывать три аспекта:
— способности – любые индивидуальные особенности, которые работают на успешность учебной или трудовой деятельности;
— интерес — то осознанное удовольствие, которое человек испытывает, получая информацию или что-либо делая;
— образование.
Иначе говоря, профессиональное образование должно соответствовать способностям и интересам.
При соблюдении этих трех условий, человек получает шанс стать хорошим специалистом.
Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА.
Если подросток любит технику – интерес к ней будет поддерживатьсяв деятельности инженера или специалиста по информационным технологиям, или строителя, физика…
Важно осознать, есть ли у подростка СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам.
Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с его ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, подросток общителен, то больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если он эмоционально неустойчив, то вряд ли, он сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Существует так же формула выбора профессии.
Хочу – это интересы, склонности, желания, мечты.
Могу – это психофизические возможности, здоровье, способности, т.е. профессиональная пригодность.
Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.
Если ребёнок сможет совместить свои «ХОЧУ + МОГУ + НАДО», то его профессиональный выбор будет удачным.
7 шагов к решению профессиональных проблем.
Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни.
Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать.
Больше информации! Активно (и вместе с подростком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях.
От слов — к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт.
Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя — свои личностные качества, способности, стремления.
Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов — не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ему разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
В институт — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз — и желательно не в один.
Говоря о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.
Анкета для родителей.
«Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

Инструкция: ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».
-Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
-Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
-Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
-Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
-У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
-Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
-Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, обще-трудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
-Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
-Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
-Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
-Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
-Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
-Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
-Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
-Я считаю, что можно наказывать трудом за проступоки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
-Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ: «да» — 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;
«нет» — 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.

Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:
12-16 — можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;
8-11 — Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;
4-7 — этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
0-3 — у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.