Дети и проблемы школьной дисциплины

Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников.
В чем конкретно проявляется школьная дисциплина? Прежде всего, она требует от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений. Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе.
Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил поведения в обществе. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.
Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:
«Да что вы, он не мог. Мой сын очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым». Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу… Самая распространенная причина – нарушения детьми школьной дисциплины. Как вообще обстоят дела с дисциплиной в нашем классе?
Основные законы поведения.
Закон 1: ученик выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах.
Закон 2: любое поведение ученика подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.
Закон 3: нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами.
Если им неизвестны или недоступны приемлемые способы, то они используют то, что принято называть «нарушением дисциплины» или «плохим поведением»
•Привлечение внимания – некоторые ученики выбирают «плохое поведение», чтобы получить внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам – слушать учителя.
•Власть – некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают тем самым установленный в классе порядок.
•Месть – для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят или всему миру.
•Избегание неудачи – некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.
Эти четыре мотива выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс.
Он пишет: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти 4 причины? Почему их не 5 и не 100?, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только 4 мотива их «плохого» поведения. В 90% присутствует один из этих четырех мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее – пожалуйста».
Каковыми бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны с ними как — то взаимодействовать. Эти 4 цели как путеводные нити. Прозрев однажды, учитель понимает, что может помочь ученику почувствовать себя полноценным участником школьной жизни приемлемыми способами.
Я провела анкетирование среди учащихся 2 в класса, им были предложены различные формы нарушений дисциплины, а они должны были выбрать те, что характерны для нашего класса:
● Разговоры школьников на уроках;
● Опоздание на уроки;
● Игры с телефоном;
● Прогулы уроков;
● Драки;
● Порча школьного имущества и оборудования;
● Словесное оскорбление учителя;
● Игнорирование вопросов учителя, его замечаний;
● «Игры» различными предметами (бумажками, пуговицами, карандашами, ручками…)
Как показало изучение этого вопроса, главным образом, были выделены следующие формы нарушения школьной дисциплины.
1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины, по мнению самих детей, заняли разговоры школьников на уроках;
2 место — опоздание на уроки;
3 место — драки;
У многих были упомянуты все выше перечисленные формы, наиболее часто назывались также:
● игры на уроках (с телефоном и предметами);
● игнорирование замечаний учителя;
● порча школьного имущества и оборудования;
Данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление. Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широк.
Также детям нашего класса был предложен вопрос причины нарушений дисциплины (что я делаю «не так») с вариантами ответов:
● Я никогда не нарушаю дисциплину;
● Нарушаю – делаю это не специально, случайно;
● Нарушаю – потому что все так делают, значит и мне можно;
● Нарушаю – потому что мне скучно, неинтересно на уроках;
● Нарушаю – по-другому меня не замечают в классе – не спрашивают, не вызывают к доске…
● Нарушаю, потому что …………. (свой вариант ответа)
Вот какие результаты после анализа анкетирования получились:
● Нарушаю – делаю это не специально, случайно – 15 человек;
● Я никогда не нарушаю дисциплину – 5 человек;
● Нарушаю – по-другому меня не замечают в классе – не спрашивают, не вызывают к доске… — 4 человека;
● Нарушаю – потому что мне скучно, неинтересно на уроках – 2 человека (этот вариант ответа уже направлен больше к учителю – ко мне);
Некоторые решили предложить свой вариант ответа:
● Нарушаю, потому что обращаюсь к учителю;
● Нарушаю, потому что обращаюсь к учителю нежно и ласково;
● Нарушаю, потому что все кричат;
● Нарушаю, потому что бывают драки, я опаздываю, потому что помогаю маме ходить в поликлинику;
● Нарушаю, потому что – опаздываю, потому что жду автобус;
● Нарушаю, потому что — в каком смысле.
В нашем классе…
● Большое значение в формировании поведения ребенка принадлежит врожденным особенностям его нервной деятельности. Американские психологи употребляют такую формулировку: «дети с трудным темпераментом». Многим трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно – их у нас 15 человек.
Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.
Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.
А закончить я хочу словами Макаренко «только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное счастливое»