Профилактика компьютерной зависимости у детей

На сегодняшний день внедрение информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательный процесс является одним из приоритетных направлений инноватизации системы образования. ИКТ раскрывают большие возможности для учащихся, педагогов, родителей, во многом облегчают и разнообразят процесс обучения и воспитания. Они являются неотъемлемой частью не только нашей работы, но и жизни.
Но так ли они полезны и безопасны, как на первый взгляд кажется простому обывателю? К сожалению, человек так устроен, что зачастую склонен видеть лишь «удобную для него правду». В настоящее время отечественные и зарубежные врачи, психологи все чаще говорят о таких явлениях, как компьютерная зависимость (аддикция) и компьютеро-ориентированные дети. Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, http://psychology_pedagogy.academic.ru/).

Справка: Компьютерную зависимость выделяют как одну из форм гемблинга (лудомании)
Лудомания Всемирной организацией здравоохранения внесена в Международную классификацию болезней (МКБ 10) под кодом F 63.0
Лудомания – хроническое заболевание, расстройство, заключающееся в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и оказывающих разрушающее действие на все сферы жизни человека. его физическое , психическое, эмоциональное, социальное здоровье, ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

Особо опасным и распространенным считается чрезмерное увлечение работой в сети Интернет, общением онлайн, зависимость от видеоигр.

Статистика: На данный момент 14 % людей в мире считаются компьютеро- и интернет зависимыми.

Уже изучен механизм формирования компьютерной аддикции. Он практически идентичен механизму уже известных науке и обществу зависимостей: алкогольной, наркотической, и т.д. Основное различие заключается в динамике развития аддикции и ее предмете. В нашем случае в качестве предмета будет выступать «взаимодействие с «компьютерными технологиями». При этом компьютерная зависимость может развиваться как на психологическом, так и на физиологическом уровне.

Механизм зависимости.
Механизм формирования любой зависимости (алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, от азартных игр) идентичен (одинаков).
Множество положительных эмоций (счастье, радость, смех, удовольствие, к которым мы стремимся) берут свое начало из специального вещества, вырабатываемым человеческим организмом, — гормон удовольствия эндорфин. Однако у определенного процента людей уровень содержания эндорфина в организме значительно меньше нормы. Именно нехватка эндорфина часто становится причиной чувства одиночества и хронической тоски. Человек, склонный к «тусклой меланхолии» и синдрому дефицита удовлетворенности, непременно будет искать внешние способы, позволяющие ему испытать чувство эйфории. Так называемый допинг, в нашем случае в качестве допинга выступает «общение с компьютером», Интернет, и т.п. Получает нужную порцию удовольствия. Однако, организм человека, получая «гормон радости» извне, начинает «лениться» и практически перестает его вырабатывать самостоятельно. В результате чего допинг (стимулятор) требуется постоянно. Естественный уровень эндорфина снижается от этого, и зависимость затягивает человека на дно незаметно, но верно.
замкнутый круг.

Вспомните из учебной программы опыт с мышью, которой к центру удовольствия головного мозга подключили педаль, нажимая на нее лапкой, грызун испытывал прилив радости. В результате мышь умерла от голода, поскольку не могла оторваться от педали…

Механизм формирования компьютерной зависимости
1. Стадия легкой увлеченности.
Ребенку нравится сюжет игры, картинки, музыка, графика он соотносит себя с главным героем, получает удовольствие от игры, играет ситуационно.
2. Стадия увлеченности.
Появляется новая потребность – играть в компьютерные игры, потребности бегства от реальности и принятия роли. Игра носит систематический характер.
3. Стадия зависимости.
Изменения в ценностно – смысловой сфере ребенка, изменения самосознания и самооценки, мировоззрения и миропонимания.
Игра полностью вытесняет реальный мир.
4. Стадия привязанности.
Угасание игровой активности, ребенок держит дистанцию с компьютером, но полностью оторваться от уже сформировавшейся потребности в виртуальности он не в силах.

Исследователи, обеспокоенные вышеуказанной проблемой, выделяют четыре блока факторов, обусловливающих возникновение компьютерной зависимости:
Биохимические и нейрофизиологические. Они связаны с нарушением психических механизмов восприятия мира и обработки информации, основными потребностями человека и его гормональным фоном.
Генетические подразумевают под собой наследственную предрасположенность к различным видам аддикций.
Социальные заключаются во влиянии на ребенка среды, в которой он растет, развивается и воспитывается, его ближайшего окружения: семьи, друзей, знакомых. Используя ИКТ в школе, в образовательном процессе, мы априори даем свое согласие и благословение на увлечение ими подростка. А кто может заручиться, что безобидное увлечение не превратиться в зависимость? Немаловажным социальным фактором является глобальная некомпетентная пропаганда Интернет — ресурсов, компьютерных технологий в средствах массовой информации. Еще одним существенным моментом представляется отсутствие в нашем государстве согласованной системы профилактики, слабость законодательного и административного элемента в решении озвученной проблемы.
Психологическими предпосылками являются:
«неспособность многих современных детей получать удовольствие и удовлетворение конструктивными способами», например, от игры в теннис, прогулке на велосипеде, «живого» общения;
склонность к импульсивному, агрессивному поведению;
креативность;
незрелость личности;
застенчивость, неуверенность;
отсутствие возможности самовыражения; неуспешность ребенка в реальной жизни (проблемы в учебе, во взаимоотношениях со сверстниками, проблемы детско-родительских отношений).
Таким образом, мы выяснили, что возникновение ИКТ – зависимости обусловлено в общей сложности совокупностью факторов. Она, скорее всего, является не правилом, а исключением. Но в то же время есть вероятность возникновения определенных рисков, связанных с внедрением ИКТ в учебное пространство. Специалистам, работающим с детьми, необходимо их знать и уметь дифференцировать от других сходных явлений.
Как же вовремя распознать компьютеро-ориентированного, зависимого ребенка?
Отечественными и зарубежными исследователями выделен ряд черт, характерных для данной категории детей:
• наличие устойчивой потребности в компьютере, Интернете, видеоигре;
• хорошее самочувствие, эйфория в процессе работы, игры на компьютере;
• повышенная тревожность, подавленное настроение, нарастание раздражительности, агрессивности в периоды отсутствия возможности использования компьютерных технологий;
• наличие эмоциональной неустойчивости;
• технологизация мышления;
• острое нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
• дезориентация во времени;
• сужение круга интересов до компьютерной тематики;
• потеря способности переключаться на другие развлечения;
• неспособность прогнозировать последствия поступков и действий;
• унификация значимости служебных обязанностей, учебы, домашних дел, договоренностей в процессе работы или игры на компьютере;
• нарастающая со временем социальная изоляция — закрытость от контактов со сверстниками и взрослыми
• аддиктивная реализация — отрешение от действительности, уход от реальности в виртуальный мир;
• иллюзорное ощущение собственной мощи, значимости, вседозволенности в виртуальной среде;
• нарушение внимания, сна, координации движений вследствие обрушивающегося на неокрепшую психику ребенка огромного информационного потока;
• неопрятный внешний вид;
• снижение зрения;
• нарушения развития опорно-двигательного аппарата.
Результатом патологического увлечения ребенком ИКТ могут стать дисгармоничное развитие его личности, социальная дезадаптация.
Однако бесспорен тот факт, что не только описанные выше явления могут быть следствием компьютерной зависимости, но и чрезмерное увлечение компьютерными технологиями может свидетельствовать о различных психологических проблемах ребенка.
В связи с этим актуальным является психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях компьютеризации учебного процесса.

На настоящий момент времени осуществляется планомерное становление системы работы психолого-педагогической службы ГБОУ «Гимназия № 1528» в соответствии с концепцией информатизации образовательного пространства, а, следовательно, и реализация выше обозначенной задачи.
Вся деятельность, осуществляемая психолого-педагогической службой образовательной организации, несет в этом аспекте пропедевтическую нагрузку и складывается в основном из трех глобальных блоков: диагностический, консультативно — просветительский, коррекционно-развивающий.
В целом, профилактическая работа специалистов гимназии заключается в реализации следующих направлений:
• содействие формированию успешности учащихся в учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
• воспитание «экологически правильной» позиции детей относительно использования ИКТ;
• снижение самоценности «общения» с ИКТ;
• выработка отношения у учащихся к ИКТ, как к инструменту для получения знаний, умений и навыков, достижения определенных рабочих целей (например, выполнения проектных работ);
• строгое контролирование и дозирование использования учениками ИКТ на уроках и при подготовке домашних заданий.
В рамках диагностического блока проводится фронтальное исследование психоэмоционального состояния учащихся каждого класса с целью выявления зон риска. С детьми, вызывающими тревогу по каким- либо показателям проводится углубленное, комплексное обследование личности и детско-родительских взаимоотношений с целью определения причин и механизмов отклонений в развитии, неуспешности в обучении, социальной дезадаптации. По результатам диагностики осуществляется планирование психолого-педагогической коррекционной работы и ее реализация.
Наиболее эффективной профилактикой негативных последствий, связанных с использованием информационных коммуникационных технологий в учебном процессе, на наш взгляд является вовлечение учащихся в «живое», доверительное общение, в эмоционально насыщенную деятельность, не связанные с их частым применением. Ведь невозможно что- то забрать у ребенка, ничего не предложив взамен.
В этом аспекте вся система профилактической работы психолого-педагогической службы образовательной организации направлена на решение данной задачи. Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальных и групповых консультаций, тренингов, коррекционных занятий с учащимися, направленных на гармоничное развитие личности и нивелирование выше упомянутых рисков. Так же на базе гимназии создан и успешно функционирует комплекс разнообразных секций, кружков, команд, развивающих клубов, реализуется система коллективных творческих дел.
С целью организации комплексного подхода в решении проблемы ведется работа с учителями и родителями, заключающаяся в просвещении по вопросам влияния ИКТ на психологическое и физиологическое здоровье, норм и правил работы с ИКТ.
В качестве ближайшей перспективы обозначено расширение и разнообразие форм взаимодействия с учащимися, педагогами, родителями в данном направлении.
Анализ социально-психологической среды ГБОУ «Гимназия № 1528» свидетельствует о том, что грамотное управление учебно-воспитательным процессом в данном аспекте сводит влияние негативных факторов, связанных с внедрением компьютерных технологий, к минимуму.
Так пользу или вред несут информационные коммуникационные технологии человечеству? Использовать или не использовать ИКТ в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения? Как, когда и в каких количествах?
Ответ на эти вопросы один — ВСЁ ХОРОШО В МЕРУ!