Возрастные особенности учащихся. Средний школьный возраст.

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созрева¬ние организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит но¬вые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание родителей на такую психоло¬гическую особенность данного возраста, как избирательность их внима¬ния. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возмож¬ности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если родители создают трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации, ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критич¬ность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возраже¬ниям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергает¬ся чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации — «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуа¬ции, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребя¬там интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно выска-зать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста явля¬ется несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с по¬ступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана, семейные
проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в
развитии и становлении. Работа родителей должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера.
Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно.
Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса.
Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя,
вспышки гнева. Поэтому родители должны быть внимательными
к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной
работе, проблемы ребенка решать наедине с ним. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Подростки — мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и
мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только
книжные пираты и, разбойники, но и вполне зёленые местные хулиганы.
Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную
грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость — под¬лостью, любовь к себе — насилием над другими. Девочки — подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно — положи¬тельных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые подростки считают идеальной спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями. Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.
Родителям необходимо обратить внимание на формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных идеалов.
Родителям нужно глубоко осмыслить особенности
развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на
его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это
даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:

школа——►семья——►общество——►ребенок.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность
самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие
дела, которые служат активному самовыражению подростков и
учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать дела, вступать в диалог, принимать самостоя¬тельные решения.
У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителя¬ми. Ученик, который имеет все пятерки по одним предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспо¬собностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Родит6ели должны вовремя исследовать причины учебных проблем ребёнка и использовать полученные результаты в работе с ним.