Выбирая профессию. Советы выпускнику школы

Скоро Вы закончите школу и вопрос «Кем быть?» будет самым главным.
Если вам не безразлично ваше будущее, спланируйте свой профессиональный путь, выберите профессию или специальность, которая станет любимым делом, принесёт максимальное удовлетворение, уверенность в завтрашнем дне.
Существуют десятки тысяч профессий и специальностей. Сориентироваться в их огромном мире, конечно, очень трудно. Выбирая профессию, важно знать требования, которые предъявляет данная профессия к человеку, его способностям. Поможет в этом квалификация профессий, разработанная Е.А.Климовым, где все профессии делятся по «предмету труда»на пять типов.
Самыми распространёнными являются профессии типа «Человек — Техника». Они связаны с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией и ремонтом технических средств: каменщик, сварщик, водитель, токарь, швея, электромонтёр, автослесарь, сборщик часов, механик, инженер и т.д.
Требования, предъявляемые профессиям «Человек — Техника»:
1. Вибрационное и кинестетическое восприятие,
2. Хорошая координация движений,
3. Развитое техническое и творческое мышление и воображение,
4. Умение переключать и концентрировать внимание, наблюдательность
Есть профессии типа «Человек — Человек». Они связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием, правовой защитой человека: продавец, медсестра, юрист, воспитатель, учитель, экскурсовод, менеджер, врач, агент страховой, официант и др.
Требования, предъявляемые профессиям «Человек — Человек»:
1. Общительность,
2. Способность владеть мимикой и жестами,
3. Развитая речь,
4. Хорошая память,
5. Аналитическое мышление,
6. Умение воздействовать на людей, разбираться во взаимоотношениях, устранять разногласия,
7. Организовывать взаимодействие,
8. Эмоциональная устойчивость,
9. Доброжелательность, терпение.
Тип «Человек – Знаковая система» объединяет профессии, связанные с формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: программист, бухгалтер, экономист, переводчик, лингвист, оператор ПК, архивариус, топограф, конструктор, машинистка и др.
Требования, предъявляемые профессиям тип «Человек – Знаковая система»:
1. Хорошая оперативная и механическая память.
2. Способность к длительной концентрации внимания на отвлечённом (знаковом) материале.
3. Хорошие переключаемость и распределение внимания.
4. Абстрактность мышления.
5. Воссоздающее воображение.
6. Усидчивость.
К типу «Человек – Художественный образ» относятся профессии, связанные с моделированием, созданием художественных произведений, музыкальной, актёрской деятельностью: художник, витражист, актёр, дирижёр, писатель, цветовод – декоратор, дизайнер, парикмахер, ювелир, скульптор, модельер, закройщик – портной и др.
Требования, предъявляемые профессиям тип «Человек – Художественный образ»:
1. Творческое воображение,
2. Наглядно – образное мышление.
3. Развитые эстетические чувства.
4. Развитое зрительное восприятие.
5. Наблюдательность, зрительная память.
6. Знание законов эмоционального воздействия на людей.
7. Художественные способности.
К типу «Человек – Природа» относятся профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, уходом за растениями и животными: микробиолог, овощевод, зоотехник, лесовод, ветеринарный фельдшер, эколог, агроном и др.
Требования, предъявляемые профессиям тип «Человек – Природа»:
1. Точное восприятие (особенно зрительное),
2. Наглядно – образное мышление.
3. Наблюдательность.
4. Способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы.
5. Хорошая зрительная память.
6. Развитое воображение.
7. Любовь к природе.

Формула выбора профессии: «Хочу – Могу – Надо», где
Хочу – это то, чем вам интересно заниматься каждый день на предлагаемом рабочем месте.
Могу – ваши профессионально – важные качества соответствуют тем требованиям, которые предъявляет избранная вами профессия.
Надо – востребованность профессии на рынке труда.
Если вы остановились на профессии, совместимой с вашими «Хочу», «Могу» «Надо», то ваш выбор верен. Действуйте!

Возможные ошибки при выборе профессии:
1. Ориентация сразу на высокую зарплату и квалификацию.
2. Престиж, популярность профессии – ненадёжное основание для выбора.
3. Выбор профессии за «компанию» с друзьями.
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
5. Отождествление учебного процесса с профессией.
6. Неумение разобраться в себе, в своих способностях, умениях и интересах.
7. Незнание мира профессий, рынка труда, востребованности рабочей силы.