Способности и профессиональная пригодность

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности ещё называют «задатками», т.е. заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врождённые способности зрения и слуха.
Хорошая память и внимание могут быть даны человеку от природы. Но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности.
Способности — это индивидуально – психологические особенности человека.
Способности бывают общие и специальные.
К общим способностям, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени), и которые важны для самых разных видов деятельности.
Физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми, ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно – спасательными работами.
Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, инженера, экономиста, программиста и т.п.уровень умственного развития , определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определённых видах профессиональной деятельности.
Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.
Существуют способности, наличие или отсутствие которых может определить только специалист.
Это – специальные способности – артистические, литературные, математические, музыкальные – определяющие успешность в конкретных видах деятельности.
Если у человека есть способности, например, литературные или музыкальные, это не значит, что он может расслабиться и ждать, когда к нему придёт слава. Человек, не наделенный от природы выдающимися способностями, может догнать и обогнать баловня природы благодаря упорным занятиям. Человек с прекрасными физическими данными, богатырским здоровьем и молниеносной реакцией может проиграть слабому сопернику, если будет пропускать тренировки и нарушать спортивный режим. Многие щедро одарённые от природы спортсмены, артисты, писатели бесславно закончили свой земной путь, потому что остановились в профессиональном развитии, переоценив свои способности.
Каждому человеку свойственны определённые способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.
Требования профессии называют ещё профессионально важными качествами.
Как быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: или изменить выбор, или компенсировать недостающие или слабовыраженные способности полезными привычками и эффективными приёмами организации труда. Забывчивость можно компенсировать систематическим ведением различных записей, медлительность – тщательностью выполнения работы, слабость пространственного и образного мышления – использованием макетов и наглядных пособий.
Но есть универсальные качества, например, порядочность и ответственность, которые ничем нельзя компенсировать. Непорядочный или безответственный человек на своём рабочем месте способен создать много проблем, и чем выше его должность, тем он опаснее для окружающих.
В подростковом возрасте идёт интенсивное развитие общих и специальных способностей. В этом возрасте эффективно формируются и развиваются межличностные и коммуникативные способности, включающие умение вступать ив контакт с людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. Это возраст повышенной коммуникативной активности.
Именно в старшем школьном возрасте, когда осуществляется формирование профессиональных планов, происходит личностное самоопределение. Необходимо знать и правильно оценивать свои способности и возможности, соотносить их с успешностью будущей деятельности и выбираемой профессии.
Ясность, гибкость, оригинальность и острота мышления, настойчивость, дисциплинированность, уверенность и самообладание формируются и развиваются в молодом возрасте. Наличие этих качеств и обеспечивает способность к труду.
По данным социологических исследований, примерно половина людей, стоящих перед выбором профессии, собирается управлять другими людьми или финансами и планирует стать менеджером, предпринимателем или руководителем. Хотя мировой опыт свидетельствует, что только 5-7% трудоспособного населения имеет необходимые склонности и способности к такого рода деятельности
Высший уровень профессиональной пригодности называют призванием. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных способностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.
Творцов, мастеров своего дела во все временны были единицы и ценились они на вес золота. Если кому – то кажется, что этот уровень для него не доступен, не стоит опускать руки: во – первых, вы только в самом начале профессионального пути, во – вторых, вы ещё не знаете, на что вы способны, а в – третьих, выдающихся успехов эти люди добились тоже не сразу. Обычный человек использует только 10% своих физических и умственных способностей. Разница между той долей способностей, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, — это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.
Профессия и здоровье
«Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей и ей должен сопутствовать успех» (Дж. Рескин).
Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост числа психосоматических заболеваний: расстройства сердечно – сосудистой системы, поражение желудочно – кишечного тракта, неврозы, психозы и пр.
Очень часто эти заболевания профессионально обусловлены.
Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность на себя, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус.
В последние годы резко возросло число менеджеров – людей, отвечающих за работу других людей, организаторов, управляющих. Профессия стала модной.
И сразу появился новый диагноз – «синдром менеджера».
Его симптомы – хроническая усталость, снижение иммунитета, плохое настроение, рассеянность, забывчивость – наблюдается у ответственных людей, которые занимаются не своим делом.
Их организм таким образом сигнализирует, что надо снизить нагрузки. Если человек не прислушивается к этим сигналам, его ждут серьёзные проблемы со здоровьем.
Особую группу риска составляют люди с завышенным уровнем притязаний – те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.
Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека.
Условно эти требования можно разделить на четыре группы:
— двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
— анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
— нервно – психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
— интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.
Одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно – психическим напряжением (учитель, администратор).
Другие профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определённые годности кандидата по состоянию здоровья на основе социально – психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб.
По условиям труда врачи делят профессии на четыре группы:
1. Бытовые условия,
2. Умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие,
3. Одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов.
4. Тяжёлые и вредные условия труда.
Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых?
Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия.
А вот любимая работа по силам сохраняет и укрепляет здоровье.
Поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение.
Многие учёные отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев, раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавиться от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.
Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно – эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.
Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок.
Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он даётся нам один раз и на всю жизнь.
Наше здоровье – это один из факторов успешной профессиональной карьеры.