Выбор профессии и стресс.

В последние годы проблема стресса становится одной из самых актуальных в психологической науке и практике.
Анализируя результаты многих теоретических и прикладных исследований, учёные сделали вывод, что именно в молодом возрасте реагирование на стрессогенные факторы более интенсивно.
Неслучайно такие заболевания, как гастрит или язвенная болезнь желудка чаще всего обнаруживается у людей в возрасте от 24 до 35 лет.
Постоянными клиентами практических психологов и психотерапевтов являются безработные и студенты в возрасте от 17 до 23 лет.
Основной круг типичных для молодёжи психологических проблем можно свести к следующему:
— первое место занимают взаимоотношения полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, однокурсниками, ровесниками.
— на втором месте – проблемы, связанные с какой – либо деятельностью: профессиональное и социально – ролевое самоопределение, неудовлетворённость учёбой или профессиональной деятельностью, учебные перегрузки и т.п.
Российскими учёными изучалась взаимосвязь между профессиональным самоопределением и уровнем тревожности у старшеклассников и студентов.
Выбор профессии является одним из сильнейших стрессогенных факторов в жизни подростков и юношества. Ведь, выбирая профессию, они во многом выбирают свою будущую судьбу, большую часть взрослой жизни. Важность такого решения – уже сам по себе повод для дополнительной напряжённости.
Если же молодой человек почему – либо не готов к выбору профессии, это может стать причиной развития у него стресса. Уверенность в своём профессиональном выборе понижает уровень тревожности.
Опрашивались юноши и девушки 15-16 лет. Именно в этом возрасте приходится понимать решен е по выбору той или иной профессии: некоторые планируют поступать в колледж, другие определяют направление специализации внутри школы, третьи – выбирают ВУЗ, в котором они собираются посещать подготовительные курсы и т.п. за консультацией обращаются юноши и девушки, которые:
— надеются подтвердить правильность своего профессионального выбора, «расширить горизонты» и избавиться от тревожности;
— другие хотели бы определиться с выбором профессии (круг их интересов ещё не сформирован);
— у третьих есть серьёзные личностные проблемы (для этой группы проблемы профессионального самоопределения вторичны).
В любом случае профконсультант имеет дело как минимум с двойным запросом подростков и юношества; он всегда работает в двух плоскостях – в плоскости профессионального самоопределения и в плоскости решения различного рода личностно – эмоциональных проблем.
Для многих молодых людей характерны повышенная эмоциональность, тревожность и агрессивность. И такие «тревожные» юноши и девушки нередко приходят к простому умозаключению: чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. Они пытаются передать свою тревогу другим. Поэтому агрессивное поведение часто является формой сокрытия личностной тревожности.
Люди самоуверенные, агрессивные, при каждом удобном случае унижающие других – тревожными не выглядят. Тем не менее, нередко, в нлубине души у них скрывается тревога, а поведение и внешний вид – это лишь способы избавления от чувства неуверенности в себе, от сознания своей неспособности жить так, как хотелось бы.
Оценка эмоционального состояния респондентов показала, что тревожность повышена у половины, а агрессивность – у двух третей аудитории.
— при этом девушки несколько более фрустрированы, чем юноши (соответственно 67% и 57%).
— 15-16 — летние респонденты более фрустрированы, чем 17 -18- летние (63% против 45%).
— но самыми фрустрированными (86%) оказались юноши и девушки 19 – 25 лет – те, кто либо не поступил в выбранный ВУЗ, либо поступил, но неудачно (т.е. выбранная профессия им не подходит).
— кроме того, 75% нашей аудитории не уверены, что их будущая, в том числе профессиональная, жизнь сложится удачно.
Каковы же основные причины, приводящие к психологической напряжённости старшеклассников, и какое место среди них занимает проблема предстоящего выбора профессионального пути?
Более 70% считают, что на удовлетворённость жизнью наибольшее влияние оказывают три фактора – интересная работа, друзья и любимый человек.
И это в два раза больше, чем такой важный фактор современной жизни, как высокий заработок. То же можно сказать о факторах, от которых зависит личностный успех.
Почти каждый второй полагает: определяющим являются природные задатки человека, полученное им образование и выбранная профессия.
Таким образом, образование и правильно выбранная профессия находятся в тройке приоритетных ценностей старшеклассников.
Итак, выбор профессии является важным фактором, влияющим на уровень эмоциональной напряжённости молодого человека. Конечно, эта напряжённость может определяться и другими факторами: состоянием здоровья, успехами в учёбе, взаимоотношениями с родителями и друзьями.
Тем не менее, на вопрос, какие темы их сегодня больше всего волнуют, 80% опрошенных назвали именно выбор профессии и около половины – выбор ВУЗа. Учёба (44%), здоровье (31%), друзья (31%), родители (28%) занимают соответственно третье, четвёртое, пятое и шестое места. Это при том, что две трети опрошенных имеют достаточно серьёзные проблемы со здоровьем.
Таким образом, мы можем сказать, что существует связь между профессиональным самоопределением и уровнем тревожности респондентов, а эмоциональное благополучие молодых людей, обратившихся за консультацией, во многом зависит от профессионального выбора.
Современная жизнь предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости человека, тревожность, всё чаще становится устойчивым личностным новообразованием, одной из форм эмоционального неблагополучия.
Экспериментально доказано, что высокая тревожность является деструктивной личностной чертой и неблагоприятно влияет на жизнедеятельность человека.
Для каждого возрастного периода существуют определённые сферы жизни и комплексы проблем, вызывающие повышенную тревогу большинства индивидов – вне зависимости от наличия реальной угрозы. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Подросток начинает сомневаться в своих способностях и силах, тревога не только дезорганизует его учебную деятельность, но начинает разрушать его личностные структуры. В этот момент центральным (судьбоносным) в его жизни часто становится вопрос поиска, выбора и овладения профессией.
Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего «жизненного замысла», в котором профессиональное самоопределение играет важную роль.
Современный деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, грамотно принимающих самостоятельные решения, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально – экономических условиях. Даже бывалого взрослого человека подобные требования могут поставить в тупиковое положение. Тем более это справедливо для юношей и девушек, заканчивающих школу и только вступивших в самостоятельную трудовую жизнь.