Осознанный выбор профессии.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит – это означает твою социальную и психологическую зрелость.
Основными характеристиками профессиональной зрелости являются:
— заинтересованность в том, чтобы совершить выбор профессии, используя при этом все ресурсы и имеющуюся информацию.
— стремление к получению новой информации и планированию предпочитаемого места работы. При этом информация и планирование «примериваются» человеком к самому себе.
— однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени в одной профессиональной области.
— независимость от других людей и обстоятельств при выборе профессии и продвижении по ней. Реализм профессиональных позиций, соответствие ценностей выбираемой работы интересам человека.
Соответствие предпочтений и способностей, интересов и активности субъекта.
Понятие «профессиональная зрелость» объединяет поиск информации о рабочих местах, самостоятельное исследование профессий, осознанность профессионального пути, планирование карьеры, самостоятельное принятие решения о профессиональном пути, самосознание, активность в исследовании карьеры и боязнь решений в карьере.
Выделяют пять основных параметров профессиональной зрелости:
— автономность,
— информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями,
— умение принимать решения,
— умение планировать свою профессиональную жизнь,
— эмоциональная включённость в ситуацию решения.
Автономность.
Любой человек будет удовлетворён своим профессиональным решением (выбор или смена профессии, места обучения, места работы, специализации, переобучения и т.д.) только в том случае, если он будет воспринимать это решение как своё собственное, а не навязанное извне. Какими же основными характеристиками обладает «автономный» человек?
1. Вычленение себя из мира окружающих людей. Умение отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц. Понимание целостности своей личности, социальной общности, к которой принадлежит человек, какому типу личности хотел бы соответствовать, образа жизни, который хотел бы вести.
2. Стремление реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Уверенность в том, что человек обязательно будет иметь глубокие знания и навыки. Общая ориентация на успех. Знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков. Принятие на себя ответственности за собственные действия.
3. Накопление опыта. Наличие собственного рабочего опыта, опыта решения жизненных проблем. Самостоятельный опыт по планированию своих поступков, общих дел, своего времени и т.д. с накоплением опыта возникает умение соотносить свои действия с требованиями общества.
4. Умение прогнозировать профессиональный рост. Однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени.
5. Инициатива и изобретательность в реализации возможностей. Собственная активность в получении информации и выборе профессионального пути. Наличие собственной инициативы и активности в карьерном решении.
6. Уровень реализма в принятии карьерных решений (в том числе собственная оценка уровня реализма), компромисс между желаниями и возможностями, на который способен пойти человек. Осознание необходимости таких компромиссов.
Для возникновения основных признаков автономности необходимо:
— человек должен ощутить свою независимость от родителей (в делах, в мыслях, в поступках),
— от внешней детерминации своего поведения он должен перейти на самодетерминацию.
— он должен осознавать свой идеальный образ Я – концепции и стремиться к его достижению.
Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями
При каком уровне самосознания человек не в состоянии воспринимать предлагаемую ему информацию. Поэтому первым условием развития информированности является развитие автономности.
Второе условие – полнота представления об источниках получения информации. Если человек не замыкается на один источник (семью, друзей и т.д.), то у него возникает возможность принять более объективное и обоснованное решение.
Для того, чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объёмом информации на двух уровнях.
1. Информация о мире профессий в целом. В круг этой информации входят:
А) осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства,
Б) знание общетрудовых и общепроизводственных понятий (культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования производства, структура предприятия, принципы оплаты),
В) знание отдельных профессий,
Г) знание или практическое умение по приобретению профессии; по поиску и поступлению на работу, о требуемом уровне образования для различных профессий, о том, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице.
2. информация об отдельных профессиях или группах профессий.
Кроме того, важным является вопрос об источниках получения профессиональной информации. Именно с незнанием источников получения информации связаны основные трудности и ошибки в выборе профессии.
Человек с высоким уровнем профессиональной зрелости не накапливает информацию, а ищет её дополнительно для вынесения сужения о соответствии специфики личности специфике профессиональной деятельности.
Умение принимать решения.
Все крупные и важные шаги человека и профессиональной жизни объединяет одно – всегда есть альтернатива для оценки и принятия на этой основе решения.
Именно наличие нескольких возможных путей решения приводит к тому, что человек воспринимает ситуацию как требующую принятия решения.
Важным условием умения принимать решение является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.
Таким образом, уровень умений по принятию решения неразрывно связан с уровнем зрелости личности.
Кроме того, важно знать алгоритм принятия решения.
1. Сбор возможных вариантов решения. На этом этапе задачей человека становится сбор как можно большего их числа – глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть первичному анализу.
2. Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее собранная информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы. На этапе сбора информации некоторые идей уже отвергаются.
3. Исследование шансов успешности в каждой альтернативе. На этом этапе человек ищет ответ на вопрос: «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?»
4. Связь каждой альтернативы с целями и ценностями человека. Иногда наиболее успешный путь решения конкретной проблемы не соответствует общим принципам человека, его этическим нормам или жизненным целям. Поэтому на данном этапе идут поиски такого решения, которое бы учитывало все эти факторы.
5. Разработка конкретного плана действий и определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения проблемы.
6. Формулировка плана действий для новых возможностей и развития. Это очень важный этап принятия решения. Человек должен всегда иметь перспективные цели. Только в этом случае его развитие не остановится. Поэтому решать частные проблемы необходимо в русле перспективного развития и их решение не должно препятствовать развитию.
Для того, чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все важные факторы настоящей ситуации и перспективы, человек должен обладать определёнными качествами, способностями, знаниями и навыками.
Основными среди них являются:
— любознательность, любопытство – желание и умение собирать и накапливать информацию,
— предвидение, предусмотрительность – способность предвосхищать проблемы и заранее готовить альтернативы, здравый смысл, проницательность – способность, соотнести имеющуюся информацию с рассматриваемой проблемой и оценить её,
— решительность – способность поручиться за принятое решение и взять на себя ответственность за него,
— делегирование полномочий – умение эффективно разделить авторитет и ответственность с коллегами,
— планирование – умение разработать для коллектива реальный, конкретный план решения проблемы,
— оценка риска – способность оценить потенциальный риск принятого решения,
— ответственность за риск – способность оценить риск и взять ответственность на себя,
— контроль – способность получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался.
Умение планировать свою профессиональную жизнь
Психологи предлагают следующие этапы планирования профессионального пути. Данные стадии приемлемы ко всем видам карьерных решений, вне зависимости от их сложности или возраста, в котором они принимаются.
1. Сбор информации.
Решается вопрос: Что необходимо сделать? Идёт сборка и оценка информации.
2. Концертуализация. Решается вопрос: Что возможно? Происходит моделирование и визуализация.
3. Дизайн. Решается вопрос: Что реально? Происходит выработка стратегии
4. Претворение в жизнь. Решается вопрос: Какие шаги необходимо предпринять? Происходит планирование действий.
5. Оценка (формирование нового плана). Решается вопрос: Что необходимо дополнить или изменить? Происходит оценка и выработка нового плана.
Как видно из приведённой таблицы, планирование профессиональной жизни – это непрерывный процесс: даже не имея своего рабочего места, человек всегда развивается – получает дополнительную квалификацию, осваивает новые методы работы, меняет свою роль от ученика до наставника, от подмастерья до мастера и т.д.
Эмоциональная включённость в ситуацию решения.
Период принятия решений, как и профессиональный путь, всегда связан с эмоциями. Они проявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и профессиональным группам (частный случай – к конкретным людям, представителям той или иной профессии) и к необходимости принятия решения о выборе профессии.
Роль эмоционального фактора в ситуации карьерного решения практически не исследована, поэтому можно основана лишь на самых общих положениях.
Эмоциональное отношение, или эмоциональная включённость, оказывает на принятие решения большое влияние. Данный фактор включает в себя не только отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое – то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что надо принять какое – то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. негативное отношение к необходимости принять решение, касающееся будущего, может надолго удлинить этот процесс, и в результате может быть принято ошибочное решение.
Таким образом, эмоциональный компонент профессиональной готовности проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.