Рекомендации родителям по выявлению причин и преодолению школьной неуспеваемости

Известно, что школьники, несмотря на одинаковые программы и условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости… Основными причинами низкой успеваемости учащихся являются: — низкая мотивация учащихся; — слабая система отслеживания результатов успеваемости учащихся класса и соответственно не проведенная работа по предупреждению неуспеваемости, слабой остается связь с учителями-предметниками, родителями, необоснованные пропуски уроков отдельными учащимися. Ранняя диагностика и предупреждение педагогической запущенности учащихся – задача комплексная. Её решение связано с широким аспектом социально-педагогических воздействий. Она может и должна преодолеваться педагогическими средствами. Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических и психологических знаний при подготовке детей к школьной жизни, отсутствие детских дошкольных учреждений. Роль успеваемости в развитии школьника огромна! Актуальность этой проблемы всегда была и будет значима, как для учеников, учителей, а также и для родителей. Разработкой проблем детской психологии занимались А.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин и др., они всесторонне рассматривали успешность ученика, М.А. Давыдов утверждал, что движущей силой учения и возбуждения потребности в овладении изучаемым материалом является переживание учащимися внутренних противоречий между знанием и незнанием, между возникающими у них познавательными вопросами и проблемами и недостатком наличных знаний для их решения. Эти противоречия учеников и должны хорошо чувствовать учителя. Реализация Концепции модернизации требует от учителя глубокого понимания факторов формирования и развития личности ребёнка. Начальная школа закладывает фундамент общего среднего образования, которое ученик получает в средних и старших классах, профессионально-технических училищах. Одной из важнейших задач российской школы является повышение качества образовательного процесса. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для исправления недостатков в обучении и воспитании ребёнка, для укрепления и развития положительных качеств личности, сформированных до школы. Известно, что школьники, несмотря на одинаковые программы и условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным обязанностям и фактически получают неодинаковый уровень развития. В выполнении задач, поставленных государством и обществом перед органами образования по обучению и воспитанию школьников, осуществлению общего среднего образования, большое значение имеет своевременное преодоление неуспеваемости школьников. Позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий. Учащиеся объясняют неуспеваемость: -наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями; -сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса. Учителя считают, что: школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т.п.; родители плохо помогают детям в учебе; программы обучения слишком сложны. Родители называют такие причины: недоступность программы, ее сложность; высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся; недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие. Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.
Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов
1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка: — бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.;
— эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.;
— культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п. 3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.
5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.
7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.
8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность — ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.
10. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.
Успеваемость в школе как показатель психического здоровья ребенка. Все дети разные и попытки школьных учителей подвести их под общий знаменатель довольно часто оканчиваются неудачей. Именно поэтому то, что ребенок плохо учится, еще не является свидетельством отсутствия у него способностей и талантов, а говорит всего лишь о том, что ему трудно справляться со школьной программой. Причем, довольно часто сложности заключаются не только в неспособности ребенка учиться, как все, но и в качестве преподавания, умении педагога заинтересовать школьника, вызвать интерес к преподаваемому предмету. Многие родители начинают переживать, когда ребенок, поступив на обучение в первый класс, не показывает явных успехов, в то время как дома все были уверены, что растят гения. Не стоит придавать серьезное значение успеваемости первоклассника, так как на протяжении первого года обучения ребенок только начинает адаптироваться в новой среде, привыкает к жесткому расписанию, дисциплине и не всегда может показать все свои способности. Серьезным сигналом для родителей должно стать резкое ухудшение оценок ребенка в школе – как правило, снижение уровня успеваемости говорит о серьезных проблемах. Если ухудшились оценки по одному из предметов, то ничего страшного здесь нет – скорее всего, ребенку просто трудно усвоить материал, возможно, он не может найти общего языка с преподавателем или есть другие причины. Достаточно найти хорошего репетитора, почитать форум по математике или иностранному языку, естественным наукам (в зависимости от того, с каким предметом у ребенка появились проблемы) и сложности можно устранить. Но вот если одновременно ухудшились оценки по всем предметам, этому должна быть серьезная причина. В первую очередь необходимо встретиться с учителями, обсудить с ними проблему – ведь ребенок большую часть дня проводит в стенах школы, поэтому именно педагоги могут заметить изменения в его поведении. Узнав об особенностях поведения ребенка, необходимо с ним поговорить – скорее всего, появились какие-либо внутренние или внешние проблемы, мешающие сосредоточиться на учебе и не дающие ребенку спокойно жить. Лучше всего начать разговор вечером, в спокойной обстановке. Не стоит предварять его рассказами о том, как ребенок разочаровал родителей своими плохими оценками – он не должен чувствовать угрозы и негативных эмоций. Можно вместе пойти в парк, на аттракционы, в зоопарк – расслабившись, ребенок перестанет чувствовать отчуждение и его будет легче вызвать на откровенный разговор. Узнав о причине сложностей в обучении, родители должны быть очень чуткими и внимательными. Если проблема серьезная, ее нужно срочно решать, если нет – нельзя смеяться над детскими страхами. В любом случае ребенку нужно дать понять, что он всегда может рассчитывать на поддержку родителей, независимо от ситуации.