Роль мотивации при выборе профессии

Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом.
Мотив, мотивация – побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определённые потребности.
В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. В социологии мотивация рассматриваться как осознаваемая потребность субъекта в достижении определённых благ.
Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации, если же значимы внешние атрибуты профессии (признание общества, престижность и т.п.) – преобладает внешняя мотивация. В научных исследованиях практической деятельности используются не только методология выявления индивидуальных мотивов, но и усреднённых, используя которые, изучают мотивацию профессиональной деятельности, социальной группы.
Анализ исследований, посвящённых проблеме мотивации выбора профессии, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса профессионального самоопределения. Наряду с экономическими мотивами (достойная заработная плата, наличие льгот) большое значение имеют психологические мотивы: самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой.
Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.
Интерес как мотивационный фактор при выборе профессии.
Выбор профессии – начальный этап длительного процесса профессионального самоопределения.
На любом отрезке этого пути возможен пересмотр позиции. Но даже при этом условии сделанный выбор сам по себе становится важной вехой жизненного пути. Ведь в юношеских поисках индивидуальности и удовлетворённости собой очень сильна мотивация выбора профессии, способствующая реализации личности.
Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости.
Один из способов достичь этого – выбрать профессию, которая удовлетворяла бы эти потребности и приносила бы эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению.
Анализируя ситуацию выбора профессии, важно понять, как объективные предпосылки выбора трансформируются в личностно значимые и активные побуждения, направляющие профессиональную деятельность. Человек не просто реагирует на конкретные условия, объективные обстоятельства, импульсы среды, общества но и соотносит их со своим жизненным опытом. Именно мотив связывает ситуацию выбора и опыт личности, отражённый в сложившейся у неё системе ценностных ориентаций, установок и интересов.
Существует множество факторов, влияющих на выбор профессии:
— мнение родителей, сверстников и школьного персонала,
— полоролевой фактор,
— уровень развития интеллекта, индивидуальные способности,
— интерес к тому или иному виду деятельности.
Среди различных психофизиологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересу, который рассматривается как волевой импульс, направляющий действия человека, выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель.
В психологии мотивации интерес рассматривается как правило, в двух основных аспектах: интерес как потребность и интерес как отношение.
Многими психологами интерес рассматривается как отношение, где на первый план выходит его эмоциональная окрашенность. В частности, с точки зрения Б.И.Додонова, интерес — это потребность в переживании отношений, положительных эмоций.
Эмоции могут быть индикаторами потребностей человека. Однако не только положительными, но и отрицательными. Поэтому превращаться в положительно – эмоциональное отношение могут только положительные эмоции, которые возникают в основном при удовлетворении потребности, а не при её появлении. Именно регулярное удовлетворение потребности создаёт положительное отношение, побуждает интерес к объекту или деятельности, удовлетворяющим потребность.
Кроме того, удовлетворяя потребность в удовольствии, поддерживая свой интерес, человек в то же время удовлетворяет другие потребности – в служении обществу, в самовыражении, обеспечении себя необходимыми для жизни средствами, которые играют столь же значительную роль при выборе профессии.
Что касается формирования профессионального интереса, то он не всегда начинается с осознания потребностей, признания или общественного долга.
Интерес, как правило, появляется стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта либо деятельности. Причём ещё в раннем детстве. Когда ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
И именно в этот момент интерес должен стать потребностью, которая будет выступать решающим мотивом при выборе профессии.
Однако, следует помнить, что с интересом с избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности юноши либо девушки.
Интересы, основанные на личных способностях, сильнее и более реалистичны, чем интересы, обусловленные факторами престижа или принятой в данном обществе системы ценностей.
Наличие только лишь интереса к определённому виду деятельности является достаточно частым основанием в профессиональном самоопределении. Однако, нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор, основанный на поверхностном, часто внешнем впечатлении или подкреплённой советами родителей, друзей, оказывается удачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается, ожидания не оправдываются и остаются «суровые будни», к которым человек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу; работа превращается для человека в пытку, и он вынужден менять профессию.
Таким образом, профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но полезно учитывать тот факт, что, придавая большое значение мотиву выбора как стартовой характеристике, необходимо видеть как историю данного выбора, так и его перспективу, т.е. прогнозировать возможное развитие.
Способности и профессиональная пригодность.
Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности ещё называют «задатками», т.е. заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врождённые способности зрения и слуха.
Хорошая память и внимание могут быть даны человеку от природы. Но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности.
Способности — это индивидуально – психологические особенности человека.
Способности бывают общие и специальные.
К общим способностям, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени), и которые важны для самых разных видов деятельности.
Физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми, ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно – спасательными работами.
Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, инженера, экономиста, программиста и т.п.уровень умственного развития , определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определённых видах профессиональной деятельности.
Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.
Существуют способности, наличие или отсутствие которых может определить только специалист.
Это – специальные способности – артистические, литературные, математические, музыкальные – определяющие успешность в конкретных видах деятельности.
Если у человека есть способности, например, литературные или музыкальные, это не значит, что он может расслабиться и ждать, когда к нему придёт слава. Человек, не наделенный от природы выдающимися способностями, может догнать и обогнать баловня природы благодаря упорным занятиям. Человек с прекрасными физическими данными, богатырским здоровьем и молниеносной реакцией может проиграть слабому сопернику, если будет пропускать тренировки и нарушать спортивный режим. Многие щедро одарённые от природы спортсмены, артисты, писатели бесславно закончили свой земной путь, потому что остановились в профессиональном развитии, переоценив свои способности.
Каждому человеку свойственны определённые способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.
Требования профессии называют ещё профессионально важными качествами.
Как быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: или изменить выбор, или компенсировать недостающие или слабовыраженные способности полезными привычками и эффективными приёмами организации труда. Забывчивость можно компенсировать систематическим ведением различных записей, медлительность – тщательностью выполнения работы, слабость пространственного и образного мышления – использованием макетов и наглядных пособий.
Но есть универсальные качества, например, порядочность и ответственность, которые ничем нельзя компенсировать. Непорядочный или безответственный человек на своём рабочем месте способен создать много проблем, и чем выше его должность, тем он опаснее для окружающих.
В подростковом возрасте идёт интенсивное развитие общих и специальных способностей. В этом возрасте эффективно формируются и развиваются межличностные и коммуникативные способности, включающие умение вступать ив контакт с людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. Это возраст повышенной коммуникативной активности.
Именно в старшем школьном возрасте, когда осуществляется формирование профессиональных планов, происходит личностное самоопределение. Необходимо знать и правильно оценивать свои способности и возможности, соотносить их с успешностью будущей деятельности и выбираемой профессии.
Ясность, гибкость, оригинальность и острота мышления, настойчивость, дисциплинированность, уверенность и самообладание формируются и развиваются в молодом возрасте. Наличие этих качеств и обеспечивает способность к труду.
По данным социологических исследований, примерно половина людей, стоящих перед выбором профессии, собирается управлять другими людьми или финансами и планирует стать менеджером, предпринимателем или руководителем. Хотя мировой опыт свидетельствует, что только 5-7% трудоспособного населения имеет необходимые склонности и способности к такого рода деятельности
Высший уровень профессиональной пригодности называют призванием. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных способностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.
Творцов, мастеров своего дела во все временны были единицы и ценились они на вес золота. Если кому – то кажется, что этот уровень для него не доступен, не стоит опускать руки: во – первых, вы только в самом начале профессионального пути, во – вторых, вы ещё не знаете, на что вы способны, а в – третьих, выдающихся успехов эти люди добились тоже не сразу. Обычный человек использует только 10% своих физических и умственных способностей. Разница между той долей способностей, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, — это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.