Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Это многие устройства: смартфоны, электронные книги, ноутбуки и ультрабуки, планшеты, музыкальные плееры, игровые консоли и другое. Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей.
Зависимость от гаджетов у детей — серьезная проблема Специалисты разных стран, изучая гаджет-зависимость у детей, проводили эксперименты, ограничив определенные возрастные группы школьников и молодежи в использовании любых технических устройств на разный период (от 8 до 24 часов). Выяснилось, что подавляющее большинство не смогли провести время без своих гаджетов. Более того, у них наблюдались тревожные симптомы: растерянность, депрессия, агрессия. Некоторые испытывали состояние сродни ломке. Об этом говорят опыты, проведенные учеными Америки, Великобритании, Китая, России. Психологи утверждают, что зависимость от гаджетов может превратиться в серьезную проблему.
Зависимость от гаджетов начинается с родителей Родители, часто того не понимая, сами увлекают ребёнка виртуальным миром, покупая ему разные модные штучки. Они искренне считают, что это необходимо. И забывают о том, чтобы увеличивать круг других интересов детей, не ищут ресурс в интеллектуальных, творческих занятиях, не учат получать от жизни разные впечатления. Попросту гаджет-зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом. Многие предпочитают видеть своего ребёнка удобным, не отвлекающим от взрослых дел. А в итоге вырастает подросток, у которого неверно расставлены приоритеты: сначала виртуальный мир, а затем реальная жизнь. Производители же гаджетов постоянно поддерживают интерес подростков, используя особенности их психологии. Это замкнутый круг, который разорвать смогут только родители.
Казалось бы, телефоны и компьютеры были придуманы для того, чтобы облегчить нам жизнь, но в итоге они создают проблемы. Как и любая зависимость – от алкоголя, курения или наркотиков, гаджетозависимость негативно влияет на нашу психику: когда человек оказывается без своих «игрушек», он начинает нервничать, у него развиваются фобии, он просто не в состоянии вести обычную жизнь. Попробуйте отнять телефон у своего сына-подростка и посмотрите на его реакцию! В 99 случаях из 100 вы увидите агрессию, а это – уже серьезный симптом. Что касается нас, взрослых, зависимость от гаджетов может негативно сказываться на работе (когда вместо выполнения своих обязанностей, вы сидите в «Одноклассниках») и на личной жизни. В США с этой проблемой люди уже начали обращаться к психотерапевтам. До нас эта тенденция пока не дошла, но кажется, этот день не за горами.
Проверить, насколько вы гаджетозависимы, несложно. Если вы можете остаться без телефона на все выходные, если не берете его с собой в постель, если делаете в день не более пяти звонков, если не тратите больше часа в день на соцсети, то пока можете быть спокойны. Но если это не так… Проверьте, насколько верны для вас следующие высказывания:
• я не могу остаться без телефона больше, чем на час;
• на общение по смартфону у меня уходит больше времени, чем на все остальные занятия;
• с каждым днем время, которое я уделяю общению в соцсетях, играм на телефоне и прочему, растет;
• я часто ссорюсь с близкими из-за того, что не расстаюсь с телефоном;
• я беру телефон в руки при каждой свободной минуте или просто, чтобы убить время;
• если я забываю телефон, я нервничаю и злюсь;
• я беру телефон в туалет;
• я обманываю близких, когда рассказываю, сколько времени уделяю телефону;
• самое страшное, что может со мной случиться — это, если я потеряю свой телефон.
Если вы узнали себя в больше, чем половине этих высказываний, вам пора начать сознательно ограничивать себя в пользовании гаджетами.
Что делать, если вы зависимы от гаджетов?
Если все еще не слишком запущено, если вы в состоянии самостоятельно решить эту проблему, стоит начать сознательно ограничивать время, проведенное за гаджетами. Введите ограничение по времени: не больше часа в день на соцети, не более часа на телефонные разговоры (если речь идет не о работе). Или ограничение по дням недели: не пользоваться соцсетями в выходные или, наоборот, в течение рабочей недели. Запретите себе и близким заносить гаджеты в спальню. Не носите с собой телефон повсюду, если вы дома. А раз в год, во время отпуска, например, вообще забывайте о телефоне на две недели. И вы увидите, как «прочистится» ваш мозг.
И напоследок. Старайтесь больше общаться лично со своими друзьями и близкими, а не по интернету, иначе скоро вы совсем отвыкнете от устной речи. Сам Стив Джобс, создатель Apple, например, завел привычку в семье обсуждать за ужином книги, историю, даже политику, но при этом никто из детей не имел права во время разговора доставать iPhone. В итоге его дети выросли независимыми от интернета. Может, пора просто последовать его примеру?
Как уже ясно с самого понятия, компьютерная зависимость — это патологическое пристрастие к работе, игре, интернет-серфингу на компьютере. Человек не замечает проведенного времени перед компьютером, ест и пьет около монитора, а то и вовсе забывает об отдыхе и своих физиологических потребностях. Он весь погружен в виртуальный мир, будь то ролевая игра, или бездумный серфинг по чатам, группам в контакте, форумам. Да даже вроде бы полезный поиск нужной информации иногда искажается перескакиванием с одного сайта на другой, да так, что в конце товарищ забывает, что он собственно искал, переключаясь с одной вроде бы близкой темы на другую.
Признаки компьютерной зависимости
— Человеку сложно контролировать время, проведенное у монитора, все кажется мало-мало
— Сидение перед компьютером полностью выключает другие проблемы, реальность тускнеет на фоне яркого, быстро меняющего действа компьютерных игр
— Развиваются физиологические последствия долгого напряга перед монитором — ухудшается зрение, появляется раздражительность и агрессивность, ухудшается состояние сосудов и, в частности, кровоснабжение головного мозга
— Происходит постепенная деградация социальных навыков человека — он отчуждается от общества, меньше общается и интересуется другими людьми
— При недоступности к компьютеру в силу разных причин проявляются реальные признаки ломки, по крайней мере, в ее психологическом компоненте — повышение раздражительности, незнание чем себя занять, скука, апатия, значительное снижение настроения
А дальше проблемы нарастают со скоростью снежного кома — коммуникативные навыки утрачены, интереса в реальной жизни нет, здоровье подорвано (и хроническая усталость, недосып, бессонница — еще не самые большие из зол), присутствует взращенная супергеройством в играх неуверенность в себе, когда ты один на один с жизненными проблемами, и нет возможности «перегрузиться», а тут уже и до суицидальных наклонностей полной депрессухи недалеко.
Неудовлетворенность, неуспешность, нереализованность — тут, в реале, а там — яркий зовущий мир, наполненный красками, эмоциями, битвами, неисчерпаемостью источников жизни и гигабайтов информации. И даже если все в виртуальном мире вдруг пошло не так, подзарядился, перегрузился, начал с начала. Рождается иллюзия полного контроля за ситуацией, всемогущества, и все бонусы, дополнительные уровни только подогревают и без того разгоряченный ум.
Что пугает, так то, что человек думает, что он и в реальности способен контролировать ситуацию, остановиться, отказаться от использования гаджетов, но стоит попасть в ситуацию, когда их нет или они запрещены, все, мир перестает существовать, становится невыносимо плохо, тревожно без щелкающей мышки, без кнопок быстрого отзыва. Компьютерная зависимость -одна из самых быстро развивающаяся, и чем раньше произошло вовлечение ребенка в компьютерную игру, тем прочнее и опаснее зависимость.
В случае с детьми и подростками дело осложняется тем, что на начальных этапах, родители не видят причин для тревоги и не контролируют время, проведенное у компьютера — еще бы, ребенок не болтается неизвестно где, находится дома, под «присмотром», в случае серфинга еще и занятый «делом».
И безумно сложный вопрос — что делать?
То, что ребенок или ваш близкий конкретно подсел на игру или Интернет, первыми замечают окружающие. Подросток меняется, у него портится характер, он нечем, кроме стрелялок не интересуется и не может говорить, он сразу мчится к компьютеру, тянется, едва войдя в сеть, проверить почту или обновления. Донести до него проблему оказывается сложно. Так что, убедить и показать «больному», что у него зависимость — первое дело.
Потом немаловажно убедить, что нужно решать проблему. И решать уже сейчас. Игромания, так же как и компьютерная зависимость лечится психотерапевтами, и лечится успешно. Тут, главное, чтобы человек ХОТЕЛ вылечиться, а значит увидел перспективы и еще к какой-либо деятельности, кроме компьютера.
Подростковый возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении. Актуальность исследования игровой и Интернет зависимостей в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков – пользователей Интернета и так называемых “геймеров” (только с 2006 по 2010 год число подростков, проводящих за компьютером более трех часов в день, увеличилось в четыре раза), во-вторых, тем, что подобные пристрастия оказывают пагубное влияние на психику ребенка, в-третьих, на данный момент времени, проблема игровой и Интернет зависимостей подростков только начинает изучаться. Очень мало работ посвящено исследованию этой проблемы, в русскоязычной литературе данная проблема практически не рассматривается.
Впервые такое расстройство, как Интернет-зависимость было описано в 1995 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом. Сам же термин «Интернет-зависимость» был введен им же еще в 1996 году. Данный термин описывал неоправданно долгое, возможно патологическое, пребывание в Интернете. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:
• Использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;
• Использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу .
В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление Интернет-зависимости и получила около 500 ответов. Большинство ответивших были признаны Интернет-зависимыми.
Игромания – патологическая зависимость от компьютерных игр – изучается гораздо меньше, чем Интернет-зависимость, чаще в совокупности рассматривается компьютерная зависимость в целом.
Компьютерная зависимость — это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям.
В настоящее же время активно рассматриваются проблемы психологии зависимости, связанные с попытками выделения поведенческих форм зависимостей. Анализ ведется на материале зависимости от компьютера. Фактически ставится вопрос о многообразии способов, так называемого ухода, из реальной жизни путем изменения состояния сознания.
Если говорить о компьютерной деятельности в целом, то можно выделить три основных ее вида:
1) Познавательная — увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;
2) Игровая — увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;
3) Коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная.
Игровая зависимость (зависимость от компьютерных игр) – форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми.
Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые игры. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка, после многосуточной игры. После этого в игре была проведена виртуальная церемония похорон.
Большинство людей, поиграв в ту или иную игру, не могут найти ей замену. Нередки случаи, когда зависимый человек, так называемый геймер, отрицает свою зависимость. Существует три стадии зависимости:
1. Стадия легкой увлеченности – на это стадии человек в любой момент может отказаться от игры и заняться другим делом.
2. Стадия увлеченности — на второй стадии человек также может отказаться от игры и найти ей замену, но это дается ему с большим трудом.
3. Стадия зависимости – появляется психологическая зависимость от компьютерной игры.
Основными критериями игровой зависимости, большинство специалистов считают:
• Нежелание отвлечься от игры;
• Раздражение при вынужденном отвлечении;
• Неспособность спланировать окончание сеанса игры;
• Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления игр и устройств компьютера;
• Забывание о домашних делах, учебе, встречах в ходе игры на компьютере;
• Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной, сном;
• Злоупотребление кофе, энергетическими напитками и другими подобными психостимуляторами;
• Готовность удовлетвориться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
• Ощущение эмоционального подъема во время игры [7].
Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.
Основные пять типов Интернет-зависимости, которые были выделены психологом М.И. Дрепой, характеризуются следующим образом:
1. Киберсексуальная зависимость (непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом);
2. Пристрастие к виртуальным знакомствам (избыточность знакомых друзей в Сети);
3. Навязчивая потребность в сети (игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах);
4. Информационная перегрузка (бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам);
5. Сетевые игры (навязчивая игра в различные компьютерные игры по сети).
Исследователи приводят различные критерии, по которым можно судить об Интернет-зависимости. Так, Кимберли Янг приводит четыре признака:
1. Навязчивое желание проверить e-mail;
2. Постоянное желание следующего выхода в Интернет;
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;
4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Более развернутую систему критериев приводит Айвен Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет – зависимость при наличии 3 пунктов из следующих:
1. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения (иногда чувство удовольствия от общения в сети граничит с эйфорией), заметно возрастает;
2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается;
3. Пользователь совершает попытки отказаться от Интернет или хотя бы меньше проводить в нем меньше времени;
4. Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет приводит пользователя к плохому самочувствию, которое развивается в течение от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами:
• Эмоциональное и двигательное возбуждение;
• Тревога;
• Навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет;
• Фантазии и мечты об Интернете;
• Произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.
Физические симптомы компьютерной зависимости (интернет-зависимости, игровой зависимости):
• Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки в области запястья, связанное с длительным перенапряжением мышц);
• Сухость в глазах;
• Головные боли по типу мигрени;
• Боли в спине;
• Расстройства сна, изменение режима сна.
Немецкие исследователи университета Шарите провели эксперимент, в ходе которого группе из 20 подростков показывали скриншоты из любимых игр. Их реакция оказалась похожей на реакцию больных алкоголизмом и наркоманией, когда они видели объект своей патологической страсти.
Одним из наиболее важных факторов формирования Игровой и Интернет зависимостей подростка являются свойства характера – повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешить конфликты, уход от проблем. Как правило, молодые люди, страдающие данными видами зависимости, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир и постепенному формированию зависимости.
Уход в компьютерную среду является одним их способов приспособления к миру. Испытывая сложности в контактах с близкими, сверстниками, в выражении своих эмоций, подросток старается избегать дискомфортных ситуаций, пытается искать более безопасный способ взаимодействия со средой.
Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье: гиперопека или наоборот завышенные требования и «комплекс неудачника», нарушенные отношения среди других членов семьи, затруднения в общении и взаимопонимании.
Так же, одной из главных причин возникновения компьютерной зависимости, может являться отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Взрослые не работают над развитием волевого потенциала подростка. Подросток не приучен к труду, к умению видеть и выполнять работу. Еще одной ошибкой взрослых может быть незнание ими правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него. Если в семье стиль воспитания построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться – это так же приведет к компьютерной зависимости подростка. Если родители в общении с подростком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия. Если подростку в семье некомфортно, так как комната – его личное пространство – устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения.
13-летний подросток ограбил родных бабушку с дедушкой, чтобы разжиться стольником для похода в интернет — кафе…
Старшеклассник, наигравшись в Diablo (по-испански это означает «Дьявол»), жестоко избил попавшихся на его пути соседей-второклассников…
11-летний паренек умер от сердечного приступа прямо над клавиатурой. Выяснилось — он просидел в Сети почти 30 часов безвылазно.
Таких историй предостаточно в любой инспекции по делам несовершеннолетних.
Последствия Игровой и Интернет зависимости могут быть фатальны. В прессе неоднократно освещалось, что подростки умирали за компьютером, не важно, была это игра или они просто проводили время в сети.
Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья.
Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей – туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью.
В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.
Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.
Критерии диагностики компьютерной зависимости (Maressa Hecht Orzack, PhD, 1999):
— получение удовольствия, волнения или облегчения за компьютером. Увеличение времени, проводимого за компьютером, и возростание денежных расходов на компьютерную деятельность;
— покупка нового программного и аппаратного обеспечения для компьютера;
— изменения настроения вне компьютера/Интернета;
— появление тревоги, злости и депрессии вне компьютера/Интернета;
— ощущение потери контроля и подавленности вне компьютера/Интернета;
— постоянные мысли о компьютере или Интернете вне компьютера/Интернета;
— неудачные попытки контролировать время, проводимое за компьютером;
— использование компьютера с целью ухода оттекущих проблем;
— игнорирование своих обязанностей вследствие использования копьютера;
— потеря весомых взаимоотношений вследствие использования компьютера;
— ложь о количестве времени, проводимом за компьютером/в Интернете;
— ложь о деятельности, проводимой за компьютером/в Интернете;
— возникновение финансовых трудностей, возникших в результате злоупотребления компьютером / Интернетом;
— проблемы на работе или в учебе вследствие компьютерной деятельности;
— проблемы со здоровьем вследствие компьютерной деятельности.
Наличие как минимум пяти перечисленных симптомов свидетельствует о наличии компьютерной зависимости.
Все утверждения учитываются в прямых значений. Высчитывается сумма пунктов по всем показателям.
Если сумма баллов меньше 16, то риск развития интернет-зависимости равен 0.
От 16 до 22 баллов — стадия увлечения, «прилипания» к зависимости, так называемого аттачмента. Реабилитационные мероприятия дадут наибольший эффект.
От 23 до 37 баллов — первая стадия зависимости. Необходимо проведения реабилитационных мероприятий.
38 и более баллов — вторая стадия зависимости. Необходимо проведение лечебных мероприятий.