Памятки для родителей

Как помочь своему ребенку сделать правильный выбор?
1. Установить доверительные отношения со своими детьми. Ценить их откровенность, искренне интересоваться их проблемами.
2. Общаться уважительно, на равных. Тон приказа сработает не в пользу родителей.
3. Не подшучивать над их переживаниями, не высмеивать их чувства, не говорить: “Мне бы твои проблемы”.
4. Не раздражаться и не проявлять агрессивность. Придерживаться позиции мудрой сдержанности.
5. Не говорить об объекте увлечения подростка пренебрежительным и оскорбительным тоном.
6. Не разрывать отношения подростков резко и категорично.
7. Пригласить друга или подругу ребенка к себе, познакомиться. Это позволит вам получить объективное представление о том, с кем дружит ваш ребенок. Лучше разрешить им видеться у вас дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для встреч.
8. Рассказать им о себе. Это поможет наладить взаимопонимание. Получить возможность бережно влиять на их поступки и отношения, вовремя предупредить и уберечь от беды.

Как избежать конфликтов со школой?

1.До начала диалога со школой спросите себя: что в этой ситуации зависит лично от меня? Каков может быть мой вклад в решение той или иной проблемы?
2.Не требуйте от школы больше, чем она может вам дать. Школа – это часть жизни ребенка. У первоклассников – большая, у выпускников – меньшая… Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок жил интересной жизнью и вне школы, тогда возможные школьные неуспехи не будут столь разрушительны для его личности.
3.Учителя – как и все люди – разные. Не обобщайте и не переносите свое недовольство на весь коллектив школы. Наверняка среди педагогов есть те, с кем вы вполне найдете общий язык.
4.При возникновении неприятной ситуации, связанной с вашим ребенком, помните, пожалуйста, что вы самый главный человек, от которого ваш ребенок ждет поддержки при общем “разборе полетов”. Ваша задача здесь — прояснить ситуацию. А вот все “меры” лучше принимать дома, после тщательного совместного обсуждения с сыном или дочерью.
5.Приходя в школу, обязательно просите вести диалог на основании конкретных фактов. Постарайтесь собрать разнообразную информацию о жизни ребенка и анализируйте ее сами.
6.Попробуйте также понять не только особенности поведения вашего ребенка в классе (школе), но и общую атмосферу учебного заведения. Любые поступки детей обязательно связаны с социальным контекстом, в котором он развивается. Не торопитесь делать поспешные выводы, не поняв причины его поведения.
7.Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания. На самом собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с вашим ребенком, целесообразнее обсудить в индивидуальной беседе с учителем. Однако лучше для такой беседы выбрать специальное время, так как после собрания полноценного разговора может не получиться, какие-то нюансы останутся невыясненными.
8.Подумайте, чем вы могли бы помочь школе или конкретному учителю? Не всегда эта помощь должна выражаться в материальной поддержке. Возможно, вы располагаете важной информацией, может быть, у вас есть возможность трудоустроить школьников на лето. Вероятно, вы могли бы дать консультации по вопросам, связанным с вашей профессиональной деятельностью, а может быть, вы в состоянии помочь школе в тиражировании учебных материалов, обеспечении компьютерными программами?
9.Ваше участие в жизни школы обязательно окажет благоприятное влияние не только на ребенка, но и на ту образовательную среду, в которой он находится.
10.И последнее. Для того чтобы научить ребенка необходимым социальным навыкам, родители должны не только рассказывать о них взрослеющему человеку, но и демонстрировать их на практике.
Подумайте, пожалуйста, какими видятся ребенку ваши деловые и личностные отношения с учителями? Согласились бы вы, чтобы он строил взаимодействие с другими людьми, воспользовавшись именно вашей моделью? Если да – то вас можно только поздравить. Если нет – у вас еще есть время, чтобы что-то изменить.

Как вести себя, если возникла проблемная ситуация, и вас приглашают в школу?

1.До визита в школу постарайтесь спокойно и доброжелательно выяснить у ребенка причину такого «приглашения». Скажите, что это необходимо для того, чтобы защитить его от возможных несправедливых обвинений.
2.Объясните ребенку, что вы отправляетесь в школу за получением информации, и что конечная цель встречи с учителем – улучшить ситуацию!
3.В процессе беседы старайтесь выяснить достоверно известные факты. Конечно, учитель имеет свою оценку проблемной ситуации, но помните, что оценка эта может быть весьма субъективной!
4.Обсуждая неприятный поступок ребенка, спросите себя: нет ли здесь вашей вины как более мудрого и опытного человека? Дети многое делают по незнанию!
5.Совместно с учителем определите дальнейшие пошаговые целенаправленные
действия. Если вы не понимаете, что конкретно должны предпринять для улучшения ситуации, попросите у педагога совета – к кому обратиться за дополнительной консультацией, как говорить о возникшей проблеме с ребенком.
6.После визита в школу никогда с порога не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями. Помните, что ребенок будет всячески скрывать от вас реальное положение дел, если убедится, что ваша встреча с учителем приносит ему одни неприятности.
7.Даже если ребенок совершил ужасный проступок, он все равно остается вашим самым дорогим существом на свете. Это – достаточный аргумент для того, чтобы первым протянуть ему руку помощи! Подумайте, есть ли и у него кто-то, кто сможет помочь ему лучше вас?
8.Помните о перспективах. В конце концов, дети вырастают, их шалости забываются, а испортить отношения можно навсегда. Поверьте, школ у ребенка может быть очень много, а родители – одни.

Карманные деньги: десять правил для родителей

1.Деньги – это не способ поощрения и наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент – такой же, как нож или вилка. Поэтому их нужно выдавать независимо от достижений или проступков ребенка и как можно раньше.
Оптимальный возраст – около 4-5 лет, когда ребенок знакомится с идеей собственности.
2.Разработайте совместно с ребенком систему выдачи карманных средств. Разделите сумму на «премиальные» и «необходимый минимум» Определите, за что начисляется «премиальная» часть и как часто вы будете пересматривать условия выдачи. С детьми, умеющими читать, можно заключить письменный договор, скрепив его для важности личными подписями.
3.Выдавайте деньги регулярно. Как показывает практика, оптимально – один раз в начале недели. (Тогда ребенок не потратит их полностью в выходные). Со временем увеличивайте сумму, одновременно перекладывая на ребенка часть расходов на его потребности (транспорт, завтраки, канцтовары). Обязательно поинтересуйтесь, на какую сумму рассчитывает ребенок – этим вы определите его актуальные запросы. Откорректируйте сумму в зависимости от своих возможностей.
4. Уважайте решения ребенка. Карманные деньги – это то, чем он может пользоваться исключительно по своему усмотрению. Ваш голос здесь – совещательный.
Поэтому задача родителей – рассказать ребенку о разных вариантах использования его личных средств и помочь проанализировать причины или перспективы возможных покупок.
5.Помните, что любой навык формируется при многократном повторении.
Поэтому не делайте поспешных выводов из-за «неправильных» действий ребенка. Лучше помогите ему определиться, где он совершил ошибку. Наверное, вы тоже в этом отношении небезупречны…
6.Никогда не компенсируйте ребенку деньги, если он их потерял. Посочувствуйте, но предложите потерпеть до следующей «получки». В противном случае он не научится быть внимательным к своей собственности.
7.Всегда привлекайте ребенка к обсуждению финансовых вопросов, касающихся вашей семьи. Пусть учится ориентироваться в своих потребностях и ваших возможностях. Советуйтесь с ребенком, когда хотите сделать покупку – этим вы повысите его самооценку и узнаете его взгляды на ту или иную ситуацию.
8.Напоминайте ребенку почаще, что деньги – это средство для получения чего-то, а не цель сами по себе.
9.Учите ребенка тратить деньги не только на себя, но и на благотворительные цели. Дайте ему возможность почувствовать себя немножко волшебником…
10.Если вам очень жалко дать ребенку деньги для его «обучения», помните, что:
— распоряжение деньгами развивает в детях умение считать, выбирать, общаться, договариваться, терять, беречь, сравнивать, терпеть;
— владение собственностью повышает самооценку ребенка, ответственность и самостоятельность;
— обладание деньгами позволяет ребенку узнать и понять себя, свои потребности, возможности и цели;
— с помощью денег ребенок познает других и учится строить с ними не только человеческие, но и финансовые отношения.