Выпускнику школы

«Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю душу, то счастье
само вас отыщет»
(К.Д.Ушинский)

Формула выбора профессии.
Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая:
1. Интересна и привлекательна.
«Хочу» — это те занятия, которые ты делаешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в школе, так и во внеурочное время).
Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и, в конечном счёте, больше зарабатывать.

2. Доступна и посильна.
«Могу» — это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.
Например, в каких – то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, или начинаешь нервничать (злиться, теряться и т.д.), а в других – за тобой не угонишься, а главное, ты занимаешься ими с удовольствием и без устали.

3. Имеет спрос на рынке труда.
«Надо» — это знание о перспективных отраслях народного хозяйства, а значит, о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии.
Следует учитывать, что получение статуса безработного – невыигрышное начало трудовой карьеры.

Возможные ошибки при выборе профессии:
1. Действительно ли ты сам выбираешь?
А может на твой выбор повлияли родители, которые хотят таким образом реализовать свою невоплощённую мечту?

А может ты выбираешь не профессию, а учебное заведение поближе к дому или то, в которое легче поступить?

2. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
Ошибочным также является автоматический перенос своего интереса к школьному предмету на будущую профессию (например, одно дело любить книги и совсем другое дело – преподавать литературу без педагогических способностей).
3. Ошибочно выбирать профессию без учёта её конкурентоспособности на рынке труда своего региона.
Неверно также делать выбор, не имея достаточной информации о профессии, увлёкшись её внешней стороной или престижностью.
Не следует игнорировать и то обстоятельство, что востребованности работников зависит от их специализации и уровня образования (высшее, среднее или начальное образования).